САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 31 мая - РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный Суд (КС) РФ признал предписания, наделяющие оператора системы «Платон» нормотворческими полномочиями, противоречащими Основному закону, и постановил, что оператор не вправе непосредственно применять к плательщикам какие-либо меры принудительного характера и производить произвольное повышение платы в системе «Платон», передает корреспондент РАПСИ из зала суда.
Как следует из материалов дела, 15 ноября 2015 года за проезд по федеральным трассам грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 12 тонн взимается специальная плата, призванная частично возместить наносимый ими ущерб. Владельцы грузовиков обязаны зарегистрировать их в системе «Платон», установить специальное бортовое устройство или оформить маршрутную карту перед выходом в рейс. Несоблюдение этих правил влечет административную ответственность. Все собранные средства передаются оператором системы в доход федерального бюджета и поступают в Федеральный дорожный фонд.
Группа депутатов Государственной думы РФ посчитала, что данная плата не отвечает требованиям справедливости, соразмерности и экономической обоснованности и направила запрос в КС, который был рассмотрен 14 апреля.
По их мнению, она является налогом и, соответственно, должна была устанавливаться федеральным законом, а не Постановлением правительства РФ. Аналогичную претензию заявители предъявили к введению административной ответственности за несоблюдение требований по оплате проезда большегрузных автомобилей. Депутаты также посчитали, что данная мера в нарушение Конституции основана не на законе, а на акте исполнительной власти.
КС признал за государством право возлагать дополнительную финансовую нагрузку на тех, кто наиболее интенсивно эксплуатирует автомобильные дороги. КС не признал, что такая плата является налогом, и не усмотрел двойного обложения при взимании одновременно с данной платой транспортного налога и акциза на топливо.
При этом КС указал федеральному законодателю и Правительству РФ на недопустимость чрезмерного обременения предпринимателей в сфере грузоперевозок, отметив, что для них плата в счет возмещения вреда федеральным трассам стала основной финансовой нагрузкой.
И Правительство РФ, по мнению КС, признает это, поскольку внесло в Госдуму законопроект о зачете суммы данной платы при расчете транспортного налога.
«Решение общественно значимых задач на основе государственно-частного партнерства с передачей хозяйствующим субъектам определенных государственных правомочий является конституционно допустимым. Но предписания, наделяющие оператора системы «Платон» нормотворческими полномочиями, выходящими за рамки организационно-технического регулирования противоречат Конституции РФ. Оператор не вправе непосредственно применять к плательщикам какие-либо меры принудительного характера в виде штрафа за нарушение правил оплаты пользования федеральными трассами», - сказал председатель КС РФ Валерий Зорькин.
КС указал, что повышение установленного Правительством РФ размера платы (помимо ее индексации) без указания на такую возможность в законе недопустимо.
По постановлению КС Правительство РФ обязано внести соответствующие изменения в свои правовые акты.