С.-ПЕТЕРБУРГ, 7 дек – РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ постановил, что Трудовой кодекс РФ не предполагает включение в состав минимального размера оплаты труда (МРОТ) районных коэффициентов и процентных надбавок к зарплате работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей в пределы МРОТ, установленного федеральным законом на всей территории России и в ее субъектах, передает корреспондент РАПСИ из зала суда.
Поводом для рассмотрения этого дела послужили жалобы жительниц Карелии Валентины Григорьевой и Ирины Кураш, жительницы Иркутской области Ольги Дейдей и жительницы Алтайского края Натальи Капуриной. Все они являются жительницами районов Крайнего Севера или приравненных к ним местностей. Григорьева и Капурина работают в детских садах, Дейдей в гимназии, а Кураш в школе. По их словам, со всеми "северными" прибавками к зарплатам женщины получали на руки чуть больше МРОТ, то есть, при расчете их зарплат работодатели включали в МРОТ и районный коэффициент, и процентную надбавку за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Заявительницы считают, что районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы на Крайнем Севере или приравненных к нему местностей должны начисляться к заработной плате сверх установленного МРОТ, поскольку они являются компенсацией в связи с работой и проживанием в неблагоприятных климатических условиях. Иное определение размера зарплаты работника северных регионов, по мнению заявительниц, приводит к уравниванию его зарплаты с зарплатой работников обычных регионов, что служит нарушением принципа справедливого вознаграждения за труд.
Женщины пытались взыскать недоплаченную им заработную плату через суд, но им было отказано в первых и апелляционных инстанциях, поскольку "чистыми" они получали не меньше установленного МРОТ, что не нарушает нормы законодательства. Заявительницы просят признать не соответствующими Конституции РФ статьи 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса РФ, определяющие установление МРОТ в РФ и в субъектах Федерации.
КС указал, что вознаграждение за труд не ниже МРОТ гарантируется каждому, а его величина устанавливается одновременно на всей территории России, однако географическое расположение страны обязывает учитывать и негативное воздействие, которое оказывает на здоровье человека работа в особых климатических условиях. Для этого законодатель установил систему специальных гарантий и компенсаций — районные коэффициенты и процентные надбавки.
"Повышенная оплата должна производиться после определения размера зарплаты и выполнения требования об обеспечении МРОТ. Соответственно, районный коэффициент и процентная надбавка не могут включаться в состав минимального размера заработной платы. В противном случае зарплата в местностях с особыми климатическими условиями могла бы не отличаться от оплаты труда в регионах с благоприятным климатом", — сказано в постановлении КС.
Таким образом, КС постановил, что оспоренные нормы не противоречат Конституции РФ, поскольку не предполагают включение в состав МРОТ коэффициентов и надбавок, но не отказал федеральному законодателю в праве их совершенствовать. Дела заявительниц, как указал КС, подлежат пересмотру.
"Долгое время все было по закону. Работодатели в регионах Крайнего Севера платили повышенную заработную плату, добавляя прибавки к МРОТ. Но в 2016 году Верховный суд РФ определил, что коэффициенты и надбавки могут быть включены в МРОТ. После этого правоприменительные практика изменилась. Мы просто восстановили справедливость", — пояснил РАПСИ судья Владимир Ярославцев.