МОСКВА, 18 янв – РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ разработал законопроект о совершенствовании примирительных процедур, передаёт корреспондент РАПСИ с заседания пленума ВС РФ.
Документом предлагается ввести институт судебных примирителей, а также разрешить суду на любой стадии процесса начать примирительные процедуры.
Суд отмечает, что в обществе назрела необходимость снижения конфликтности и возможность примирения в суде будет способствовать разряжению обстановки.
Обществу нужно снижение конфликтности
ВС считает, что действующие нормы о примирении сторон слишком лаконичны и разрозненны, что не позволяет этому институту стать эффективным инструментом урегулирования споров. По его данным, за период с 2011 по 2017 год примирительные процедуры с участием медиаторов использовались при рассмотрении крайне незначительного количества дел: всего лишь около 0,008% дел судами общей юрисдикции и при рассмотрении около 0,002% дел арбитражными судами.
«Вместе с тем в российском обществе существует высокая потребность в доступных и эффективных механизмах урегулирования споров, которые будут способствовать не только повышению качества правосудия за счет оптимизации судебной нагрузки, но и, в первую очередь, снижению конфликтности, укреплению социальных и деловых связей, становлению и развитию партнерских отношений, формированию уважительного отношения к закону, а также повышению правосознания и социальной активности», – отмечает ВС.
Он напомнил, что на встрече с президентом РФ 21 сентября 2017 года представители деловых кругов и объединений высказали пожелания о необходимости совершенствования примирительных процедур. По ее итогам 6 октября прошлого года был утвержден перечень поручений главы государства, где также был поставлен вопрос о совершенствовании регулирования примирительных процедур, включая применение медиации при рассмотрении дел государственными судами.
Целью законопроекта ВС является более широкое внедрение в сферу правосудия способов урегулирования споров с использованием примирительных процедур, в том числе и примирения при содействии суда.
Гибкая модель и широкие возможности
Для предоставления сторонам максимальных возможностей по урегулированию спора законопроект предусматривает гибкую и многоплановую модель содействия суда примирению сторон.
Документ предлагает проводить примирительную процедуру на любой стадии процесса по ходатайству стороны или по предложению суда.
Перечень возможных результатов примирения широк: мировое соглашение по всем требованиям или их части, частичный или полный отказ от иска, его частичное или полное признание, полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной или надзорной жалобы и представления, признание обстоятельств другой стороны, и иные соглашения, в том числе подписание письма-согласия на госрегистрацию товарного знака.
Если же в процессе примирительной процедуры стороны не достигнут взаимоприемлемого результата, то судебное разбирательство будет возобновлено.
Также участники спора будут вправе на любой стадии рассмотрения дела инициировать проведение процедуры медиации. При этом им дадут выбрать посредника: медиатора или судебного примирителя, который утверждается судом.
В качестве судебных примирителей законопроект предлагает привлекать работников аппарата суда, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет, а также судей в отставке.
«Это не только позволит повысить привлекательность альтернативных процедур разрешения споров, но и укрепит профессиональными кадрами институты медиации и судебного примирения», – считает ВС.
Плюс административное судопроизводство
Законопроект также исходит из того, что примирительные процедуры могут проводиться и по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства.
В связи с этим сферу действия закона о медиации предлагается расширить, включив в нее споры, возникающие из административных и публичных правоотношений, в том числе связанным с предпринимательской и экономической деятельностью.
«Такой подход будет способствовать нахождению сторонами взаимоприемлемого результата урегулирования спора либо (при его недостижении) сближению позиций сторон в том числе и по спорам, где одной из сторон является государственный орган, орган местного самоуправления», – поясняет ВС.
Суд ссылается на положительный зарубежный опыт Германии, Нидерландов, Великобритании, Франции, Австралии, где существует обязательный досудебный порядок урегулирования публично-правовых споров, в том числе с использованием медиации, который способствует тому, что до стадии судебного рассмотрения доходит незначительное количество таких споров.
Законопроект предлагает закрепить возможность суда по своей инициативе откладывать судебное разбирательство или приостанавливать производство по делу, предложив сторонам использовать примирительную процедуру, в том числе с участием судебного примирителя.
Такие действия могут совершаться судом в процессе рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий государственных и публичных органов и чиновников, а также о взыскании обязательных платежей и санкций, уточняет документ.
«Представляется, что в условиях нестабильной экономической ситуации и возрастающего количества споров с участием государственных органов именно государство должно расширять использование примирительных процедур для эффективного урегулирования споров со своим участием, в том числе в целях укрепления авторитета органов государственной власти, повышения доверия к ним», – отмечает ВС.
При этом суд не должен принуждать стороны к примирению, а лишь предлагает им попытаться урегулировать спор самим, оценить все положительные стороны данного способа. В случае невозможности достигнуть согласия по спорным вопросам рассмотрение дела судом будет продолжено.