МОСКВА, 12 апр — РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ оставил в силе решение о запрете жилищного строительства в границах территории крымской крепости Чембало, являющейся объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, сообщили РАПСИ в пресс-службе суда.
Таким образом, апелляционная коллегия отказала в удовлетворении жалобы на решение ВС от 15 января 2018 года, в котором суд отказал в признании частично недействующим приказа Минкультуры от 08.06.2016 № 1279, в соответствии с которым "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита" были включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ, а также приказа Минкультуры от 12.08.2016 № 1864, регламентирующего требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории указанного объекта.
Позиция истца
Первоначально истцом заявлялось, что на основании оспариваемых приказов Минкульта в границы территории объекта культурного наследия были включены шесть земельных участков, принадлежащих на праве собственности заявителю, что, в свою очередь, ущемляет права собственника в части использования данных земельных участков и противоречит требованиям гражданского и земельного законодательства, а также Конституции РФ.
Как заявлял представитель истца Андрей Сирьдюк при рассмотрении дела в первой инстанции, данные участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, однако расположение в пределах объекта культурного наследия препятствует занятию садоводством на их территории, поскольку в соответствии с положением приказа № 1864 на участках допускается только осуществление научной деятельности, ведение лесного хозяйства, а также организация познавательного туризма.
Кроме того, представитель истца заявлял о нарушении права на возведение объектов капитального строительства на указанных земельных участках. Сирьдюк отмечал, что один из домов, зарегистрированный в государственном кадастре как объект незавершенного строительства, почти полностью построен, но местные власти все равно отказывают в выдаче разрешения на ввод здания в эксплуатацию, ссылаясь на приказы Минкультуры.
Стороной административного истца также отмечалось, что расстояние от земельных участков заявителя до руин крепости Чембало составляет почти 3 километра, и на их территории каких-либо исторических памятников не обнаружено, поэтому для истца остается непонятным каким образом садовые домики будут оказывать воздействие на крепость.
Позиция ответчика
В свою очередь, ни Министерство культуры России, ни Министерство юстиции РФ исковых требований не признали. Так, Елена Зайцева, представляющая интересы административного ответчика в лице Министерства культуры РФ, выступала против удовлетворения заявленных требований, поскольку ведомство считает, что приказы Минкульта были зарегистрированы в установленном законом порядке и никаким образом не нарушают действующих норм. Такой же позиции придерживался и представитель Минюста, который при первоначальном рассмотрении дела поддержал позицию соответчика, заявив, что оспариваемые приказы были приняты уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства и с соблюдением установленной процедуры.
Кроме того, представитель Минкульта отмечала, что земельные участки заявителя вошли в состав территории объекта культурного наследия по результатам государственной историко-культурной экспертизы, согласно которой, помимо самой крепости Чембало, на охраняемой территории находятся два некрополя, два памятника истории и одно историческое поселение, а зона, расположенная вокруг крепости, представляет особо ценный объект природного ландшафта. По словам Зайцевой, крепость Чембало в 2013 году была включена в число объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, что налагает дополнительные требования для охраны территории памятника.