САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 6 дек — РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ признал соглашение об установлении границы между Ингушетией и Чечней, а также закрепивший его закон Республики Ингушетия, не противоречащими Конституции РФ, передает корреспондент РАПСИ из зала суда.
По ускоренной процедуре КС изучил этот вопрос после запроса главы Ингушетии Юнус-Бек Евкурова, попросившего проверить соглашение, а также закон, утвердивший договоренность, на соответствие Конституции РФ. Слушания прошли 27 ноября. Постановление было принято через 9 дней. Как пояснили в пресс-службе КС, решение было принято в столь сжатые сроки в связи с особой актуальностью поставленного перед КС вопроса. "Дело было принято к производству и рассматривалось по ускоренной процедуре, соответственно, и провозглашение принятого решения нельзя было откладывать", — сказали в пресс-службе.
История вопроса
Как следует из материалов дела, в конце сентября 2018 года главы Ингушетии и Чечни подписали соглашение об установлении границы между республиками, которая не была четко определена со времен распада Чечено-Ингушской АССР. Закон Чеченской республики об утверждении этого соглашения вступил в силу 15 октября 2018 года, а аналогичный закон Ингушетии — 16 октября 2018 года. В этот же день соглашение было ратифицировано и стало обязательным для двух республик.
Однако группа депутатов ингушского парламента оспорила закон в Конституционном суде Республики Ингушетии, и тот посчитал сам закон и процедуру его принятия не соответствующими конституции субъекта.
Референдум не нужен
Во время обсуждения в закрытом режиме, судьи ответили практически на все вопросы, которые были упомянуты в мотивировочной части запроса Евкурова, и которые отражены в онлайн-трансляции РАПСИ с заседания КС.
Согласно Конституции РФ, сложившиеся границы между субъектами могут быть изменены при передаче какой-то части территории с их взаимного согласия и утверждены Советом Федерации. "Если граница между двумя сопредельными субъектами отсутствует, речь идет об их взаимной потребности разграничить свои земли и разрешить вопрос об установлении границы. В данном деле утверждение границ Советом Федерации РФ не предполагается", - говорится в постановлении КС.
КС также отметил, что Конституция РФ непосредственно не устанавливает, в каких случаях проведение субъектами референдума для решение вопросов, связанных с их территориальной организацией, является обязательным. При этом Конституция Республики Ингушетии предусматривает учет мнения населения соответствующей территории, но только при изменении границ между субъектами РФ. "Каких-либо положений о проведении референдума при решении вопроса о первоначальном определении границы с другими субъектами РФ в ней не содержится. Референдум в Ингушетии не является необходимым при установлении границы с соседней республикой", - гласит постановление КС.
За пределами полномочий
Был проанализирован как протест депутатов парламента Ингушетии, обратившихся в Конституционный суд Ингушетии, так и позиция регионального конституционного суда. По мнению КС обсуждаемый закон - это специальный закон, содержащий всего две статьи, которыми данное соглашение утверждается и вводится в действие, в силу чего, не предполагается ни изменение концепции закона, ни внесение депутатами правок в текст. Таким образом, как указал КС в своем постановлении, отступления от процедурных требований были связаны не с волеизъявлением, а с оформлением результатов голосования, что не дает оснований для вывода о неконституционности закона.
Согласно правовым основам деятельности КС Ингушетии, считает КС РФ, он разрешает дела о соответствии Конституции Ингушетии, в частности, не вступивших в силу договоров и соглашений. "Запрет проверять конституционность вступившего в силу соглашения не может быть преодолен проверкой закона, утвердившего этот документ. Признание такого закона неконституционным влечет возможность неправомерного прекращения действия заключенного договора", - утверждает КС, подчеркивая, что КС Ингушетии действовал за пределами своих полномочий. Таким образом, КС указал, что соглашение между Чечней и Ингушетией и закрепивший его закон не противоречат Конституции РФ.
Нужны ли КС в субъектах?
Как разъяснил РАПСИ судья-докладчик Сергей Маврин, КС РФ не отменял решение КС Ингушетии. "Мы указали, что приоритет в решении вопроса об установлении границ между Ингушетией и Чечней имеет решение КС РФ, а не решение КС РИ. Вы поймите, что Конституция у нас одна. Конституции и уставы субъектов могут вносить отдельные дополнения, которые могут решать самобытные вопросы в регионах. Но эти дополнения не могут противоречить Конституции РФ. Но для оценки специфических вопросов в субъектах необходимо и целесообразно создание конституционных и уставных судов, которые смогут разрешать эти самобытности на соответствие своим конституциям или уставам", - сказал Маврин.
Одновременно, многие эксперты сомневаются в необходимости местных конституционных или уставных судов, говоря о том, что это бутафория и атрибут мнимой власти.
Другие отмечают, что решающим фактором необходимости конституционных судов субъектов должны быть количество жалоб и загруженность каждого конкретного суда, отмечая, что, например, КС Ингушетии, принимает, обычно, три решения в год.