САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 3 апр — РАПСИ, Михаил Телехов. Оценка целесообразности повышения пенсионного возраста, как и оценка обоснованности и последствий этой реформы, не входят в компетенцию Конституционного суда (КС) РФ, говорится в определении, которым запрос группы оппозиционных депутатов Государственной думы РФ о конституционности соответствующих изменений законодательства был признан не подлежащим рассмотрению.
Оппозиция против
Группа депутатов, голосовавших против повышения пенсионного возраста, оспаривала положения статей 4 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".
Авторы запроса утверждали, что нововведения не отвечают критериям социального государства, что они были приняты без социально-экономических и демографических исследований, допускают негативные социально-экономические и политические последствия.
КС посчитал, что Конституция РФ не исключает возможности повышения пенсионного возраста федеральным законом, и этот вопрос — прерогатива законодателя.
"Законотворцы учли увеличение продолжительности жизни, изменение условий труда, структуры занятости, развитие медицины и системы здравоохранения и другие факторы. Для адаптации к вносимым изменениям был установлен переходный период, внесены коррективы, смягчающие последствия нововведений. Но форма и объем учета пожеланий граждан к данному законопроекту не могут выступать критерием конституционности принятого решения", — объяснили в КС, отметив, что необходимость референдума по рассматриваемому Госдумой вопросу Конституцией также не регламентирована.
Неопределенность отсутствует
Изучив запрошенные из различных государственных органов и научных организаций материалы, КС РФ отметил, что решение о пенсионном возрасте было экспертно-аналитически проработано, но мнения о его целесообразности и последствиях остаются различными. Добросовестность анализа этих мнений находится за пределами вопроса о конституционности правовых норм.
По мнению КС, парламентское большинство, реализовав свое преимущество при голосовании, несет риск утраты доверия избирателей ввиду возможных негативных последствий принятых законодательных мер, как и органы власти несут политическую ответственность перед народом, в интересах которого и должны приниматься решения, даже не встречающие поддержки значительной части граждан.
"В поставленных перед КС РФ вопросах отсутствует неопределенность. Оценка же целесообразности данной меры, предполагающей по существу оценку ее социально-экономической обоснованности в контексте проводимой государственной политики, а также демографических и иных факторов — не может быть разрешен Конституционным судом РФ", — говорится в определении суда.