САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 31 янв — РАПСИ, Михаил Телехов. Если уголовное преследование подозреваемого прекращено в связи с его смертью, в процессах по искам о присуждении потерпевшему компенсации от государства разумный срок судопроизводства необходимо исчислять со дня подачи заявления о преступлении, говорится в новом постановлении Конституционного суда РФ.
Таким образом, часть 3 статьи 6.1 УПК РФ признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она позволяет в данных обстоятельствах при определении разумного срока судопроизводства не учитывать срок, прошедший до возбуждения уголовного дела и признания заявителя потерпевшим.
Подозреваемый скончался
Конституционность этой нормы оспаривала жительница Астрахани Эльвира Юровских. Как следует из материалов дела, она носила тройню и в апреле 2012 года поступила в роддом на плановую операцию — кесарево сечение. Как говорится в жалобе, неделю до операции роженица наблюдалась в стационаре, где проводились исследования, и никаких отклонений не наблюдалось, но накануне родов УЗИ показало, что два плода не проявляют признаков жизни. Юровских срочно прооперировали, но спасти всех малышей не смогли — два плода погибли, девочка родилась нездоровой.
В 2013 году она подала заявление о проведении проверки и привлечении к уголовной ответственности лиц, действия или бездействие которых привели к внутриутробной смерти двух ее детей, а также причинили вред здоровью третьему ребенку. Уголовное дело было возбуждено только спустя два года, а в 2018 году прекращено в связи со смертью подозреваемого.
Юровских подала иск о присуждении компенсации за нарушение права на досудебное производство по уголовному делу. Ответчиком было привлечено Министерство финансов РФ.
Решением Астраханского областного суда ей было отказано в удовлетворении административных исковых требований. В апелляционной инстанции решение было оставлено без изменений. Суды посчитали, что в связи со смертью подозреваемого срок считается не со дня подачи заявления о преступлении, а c момента возбуждения уголовного дела. Они сослались на оспариваемую норму, в которой говорится об определении разумного срока уголовного судопроизводства с момента начала осуществления уголовного преследования, но не учитываются обстоятельства, когда это дело прекращается в связи со смертью подозреваемого.
По мнению Юровских, это нарушило ее права.
Подлежит пересмотру
КС отметил, что оспариваемая статья уже являлась предметом его рассмотрения. Согласно выработанным ранее позициям, потерпевшему должна обеспечиваться реальная судебная защита, восстановление нарушенных прав и свобод, в том числе и судопроизводство должно осуществляться в разумный срок: со дня подачи заявления о преступлении и до момента возбуждения уголовного дела.
"Лицу, которому запрещенным уголовным законом деянием причинен вред, должна обеспечиваться реальная судебная защита в форме восстановления нарушенных преступлением прав и свобод, в том числе возможность осуществления права на судопроизводство в разумный срок согласно законодательно закрепленным критериям определения разумности срока судопроизводства, имея в виду, что такая возможность зависит как от своевременности, тщательности, достаточности и эффективности мер, предпринятых для объективного рассмотрения соответствующих требований, так и от продолжительности досудебного производства, включая период со дня подачи заявления о преступлении и до момента возбуждения уголовного дела и вынесения постановления о признании лица, подавшего заявление, потерпевшим", — говорится в постановлении суда.
Однако оспариваемая норма до сих пор позволяет исключать из оценки разумности срока продолжительность стадии возбуждения дела, когда уголовное дело прекращается в связи со смертью подозреваемого. По мнению КС, это приводит к нарушению прав потерпевшего.
Оспоренная норма признана не соответствующей Конституции РФ. Федеральному законодателю надлежит внести в нее изменения в соответствии с правовыми позициями КС, выраженными в этом постановлении.
"Они являются обязательными и подлежащими учету прежде всего всеми представительными, исполнительными и судебными органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, в полной мере применимы и к правовому регулированию определения разумного срока уголовного судопроизводства", — указывает КС в своем постановлении.
"Мы известим ЕСПЧ..."
Дело заявительницы о присуждении ей компенсации от государства подлежит пересмотру.
Как пояснил РАПСИ адвокат Александр Анохин, представляющий интересы Юровских, еще в марте они подали жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). "Жалоба состояла из двух блоков. Первый о разумных сроках судопроизводства. И мы известим ЕСПЧ о соответствующем решении КС. Во втором блоке говорится о гражданском деле, в котором дочери моей доверительницы было отказано в компенсации в связи с причинением вреда здоровью", — сказал Анохин. На вопрос о смерти подозреваемого, он рассказал, что на самом деле тот умер еще до возбуждения уголовного дела. "Просто какие-то силы решили таким образом выйти из ситуации. А на самом деле в гибели плодов виноваты совсем другие люди", — пояснил адвокат.