САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 5 фев - РАПСИ, Михаил Телехов. Поручение иностранному гражданину работы, не предусмотренной трудовым договором, отличной от указанной в уведомлении миграционной службе, или по иному адресу, не может быть квалифицировано как административное правонарушение, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ.
Соответствующая позиция была выработана КС РФ после рассмотрения жалобы предпринимательницы из Чебоксар Александры Викторовой, которая просила проверить конституционность пункта 1 примечаний к статье 18.15 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ и части второй статьи 67 Трудового кодекса (ТК) РФ, а также абзаца 1 пункта 8 статьи 13 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Решение КС основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.
И водитель, и продавец
Как следует из материалов дела, в 2017 году Викторова взяла на работу водителем гражданина Таджикистана, заключив с ним трудовой договор, уведомив об этом миграционные службы. В 2019 году выяснилось, что мигрант-водитель также подрабатывает у Викторовой продавцом в павильоне "Овощи, фрукты, сухофрукты", но уже без оформления соответствующего трудового соглашения.
Прокуратура обратилась в суд, который оштрафовал Викторову на 200 тысяч рублей за нарушение трудового и миграционного законодательства, посчитав, что работодатель обязан ставить в известность соответствующий орган по каждому факту трудоустройства иностранного гражданина. В вышестоящей инстанции это решение было оставлено без изменений.
По соглашению сторон
В своем постановлении КС РФ указывает, что по общему правилу ТК РФ запрещает требовать от работника выполнения обязанностей, не обусловленных трудовым договором, но отмечает при этом, что может возникнуть необходимость поручить работнику иную оплачиваемую работу. По мнению КС РФ, это допускается по соглашению сторон и с письменного разрешения работника, и данная норма в полной мере распространяются и на трудовые отношения с иностранцами.
"Поручение иностранному гражданину работы, не предусмотренной трудовым договором, отличной от указанной в уведомлении миграционной службе, или по иному адресу, предполагает лишь изменение условий и осуществляется в соответствии с ТК РФ при соблюдении ограничений, установленных в отношении иностранцев. Это не может быть квалифицировано как административное правонарушение. Иное фактически приводило бы к возложению на работодателя административной ответственности за деяние, которое прямо не запрещено законом, что не согласовывалось бы Конституцией РФ", - говорится в материалах суда.
По мнению КС, оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ, поскольку не предусматривают обязанность работодателя уведомлять контролирующие органы о любых изменениях в договоре.
Дело заявительницы подлежит пересмотру.