САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 25 мар - РАПСИ, Михаил Телехов. Политики, получившие отказ в регистрации их кандидатами на выборах могут обжаловать в судах соответствующие решения избирательных комиссий (ИК) после истечения закрепленного частью 4 статьи 240 Кодекса об административном судопроизводстве (КАС) РФ 10-дневного срока в случае предварительного обжалования такого решения в вышестоящей ИК, говорится в постановлении Конституционного суда (КС) РФ.
10 дней для кандидатов
Решение КС РФ основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.
Члены московского отделения политической партии "Яблоко" Анастасия Брюханова и Елена Русакова просили проверить конституционность положений статьи 19, пункта 7 части 1 статьи 20, пункта 7 статьи 21 и части 4 статьи 240 КАС РФ, а также пункта 7 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона (ФКЗ) "О Верховном суде РФ". Эти нормы регулируют процессуальные условия оспаривания решений избирательных комиссий в судах общей юрисдикции.
Как следует из материалов дела, 16 июля 2019 года решением окружных избирательных комиссий членам партии "Яблоко" Брюхановой и Русаковой было отказано в регистрации кандидатами на выборах в Московскую городскую думу. Они пытались оспорить это решение в Мосгоризбиркоме и в Центральной избирательной комиссии РФ, но их жалобы были оставлены без удовлетворения. Пока шли бюрократические процедуры, обоими были пропущен 10-дневний срок для обжалования решений окружных избирательных комиссий, указанный в части 4 статьи 240 КАС РФ. На основании этой нормы Московский городской суд отказал заявителям в удовлетворении исков о признании незаконными решений ИК.
Как говорится в жалобах Брюхановой и Русаковой, доводы о необходимости исчислять срок для обращения в суд со дня принятия по ее жалобе постановления ЦИК были отклонены с указанием на то, что предварительное обжалование в вышестоящую избирательную комиссию решения об отказе в регистрации кандидата не служит обязательным условием для его судебного оспаривания.
Постановления Мосгорсуда были оставлены без изменений Судебной коллегией по административным делам Верховного суда РФ. Политики обратились в КС.
По мнению Брюхановой и Русаковой, часть 4 статьи 240 КАС РФ не соответствует Конституции России в той мере, в какой влечет безусловный отказ в рассмотрении по существу судом административного искового заявления, касающегося решения нижестоящей избирательной комиссии, не зарегистрировавшей кандидата в депутаты, или решения вышестоящей избирательной комиссии, оставившей без удовлетворения поданную в связи с этим жалобу. Кроме того, Русакова полагает, что другие нормы КАС и ФКЗ влекут обязанность лица оспаривать в суде решение вышестоящей избирательной комиссии вместе с решением нижестоящей избирательной комиссии, которым ему отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Жалобы отнимают время
По мнению КС, сокращенные сроки обжалования в судах решений избиркомов предопределены строгими временными рамками избирательного процесса и необходимостью оперативного разрешения этих дел, а установление в законе сроков, а также начала их исчисления обеспечивают стабильность и определённость и сами по себе соответствуют Конституции РФ.
Но при этом КС отметил, что действующее правовое регулирование приводит к тому, что предварительное направление жалобы в вышестоящую комиссию блокирует в дальнейшем перспективы судебной защиты прав кандидатов, что противоречит конституционным гарантиям и ограничивает возможность эффективного судебного контроля над ходом избирательных кампаний.
"Поскольку жалобы на решения избирательных комиссий об отказе в регистрации кандидатов во многих случаях требуют от вышестоящих избирательных комиссий дополнительной проверки документов и материалов, то рассмотрение вышестоящей избирательной комиссией таких жалоб может потребовать использования максимального срока, отведенного законом, т.е. десяти дней. При указанных обстоятельствах с учетом пресекательного характера десятидневного срока оспаривания решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, не подлежащего восстановлению независимо от причин его пропуска, полностью утрачивается возможность реального рассмотрения по существу административного искового заявления, касающегося решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата", - говорится в материалах суда.
Результаты выборов в силе
Часть 4 статьи 240 КАС РФ признана неконституционной, в той мере, в которой она предусматривает отказ в рассмотрении судом административного искового заявления, касающегося решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, в связи с пропуском заявителем десятидневного срока обращения в суд в случае предварительного обжалования таким заявителем решения об отказе в регистрации в вышестоящую избирательную комиссию. Нормы, регулирующие подсудность административных дел, признаны не противоречащими Конституции РФ
Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.
"Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, после истечения закрепленного частью 4 статьи 240 КАС Российской Федерации срока может быть подано в суд заявителем (кандидатом) в случае предварительного обжалования такого решения в установленном законом порядке в вышестоящую избирательную комиссию в предусмотренный пунктом 2 статьи 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" пятидневный срок со дня принятия вышестоящей избирательной комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения", - гласит постановление КС.
При этом в КС подчеркивает, что его решение не затрагивает результатов выборов в Московскую городскую думу, состоявшихся 8 сентября 2019 года, и не может служить основанием для их пересмотра, что не исключает для заявителей возможность использовать для защиты своих прав компенсаторные механизмы, предусмотренные действующим законодательством.