Протоколы о нарушении режима самоизоляции имеют право выписывать как сотрудники полиции, так и должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, поясняет Верховный суд РФ в специальном обзоре, который разъясняет нюансы судопроизводства в период эпидемии.
«Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, вправе составлять: должностные лица органов внутренних дел (полиции) (пункт 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ) и должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 19 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ)», - говорится в документе.
Принцип справедливости и соразмерности
«При решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, административного наказания конкретного вида и размера необходимо руководствоваться положениями главы 4 КоАП РФ и иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами», - отмечает ВС.
Срок давности
ВС напоминает, что административные правонарушения, ответственность за которые установлена частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, являются длящимися.
«В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, составляет 1 год и исчисляется с момента обнаружения административного правонарушения», - указывает он.
Место правонарушения
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, подлежат рассмотрению по месту совершения таких правонарушений. При этом местом совершения административных правонарушений данной категории является место их выявления, поясняет ВС.
В случае проведения расследования по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, оно рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование (часть 1 статьи 28.7, часть 2 статьи 29.5 КоАП РФ).
«Данная категория дел об административных правонарушениях может быть рассмотрена с использованием систем видеоконференц-связи (статья 29.14 КоАП РФ)», - отмечает ВС.
Вступление в силу
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу, если оно не было обжаловано, по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, разъясняется в документе.
«В том случае, если окончание срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении приходится на день, объявленный нерабочим указами президента, последний день такого срока не переносится на следующий рабочий день, а постановление вступает в законную силу на следующий день, по истечении названного срока.
При этом судам необходимо учитывать, что устанавливая срок для подачи жалобы (принесения протеста) на постановление по делу об административном правонарушении, КоАП РФ допускает возможность восстановления данного срока в случае его пропуска по ходатайству лица, подающего жалобу (приносящего протест)», - уточняет высшая инстанция.
Так, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ), при этом соответсвующее ходатайство заявляется в письменной форме (часть 2 статьи 24.4 КоАП РФ).
«Учитывая, что иных требований к оформлению ходатайств по делам об административных правонарушениях законодательство не предусматривает, ходатайство о восстановлении пропущенного срока может как содержаться в тексте жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, так и быть подано в виде самостоятельного документа.
При этом ходатайство должно содержать указание на причины пропуска срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении», - говорится в документе.
ВС напоминает, что уважительными причинами могут быть признаны, например, нахождение лица на лечении в медицинском учреждении, применение к лицу изоляционных или ограничительных мер.