Верховный суд (ВС) РФ предлагает избавляться от «сомнительных и безнадежных» исков с помощью повышенной стоимости государственной пошлины, рассказал секретарь Пленума высшей инстанции, глава Совета судей (СС) РФ Виктор Момотов. Он также считает эффективными инструментами в оптимизации судебной нагрузки увеличение «пороговой цены» искового заявления и расширение сферы досудебного регулирования споров. 


По данным ВС, основную нагрузку на суды составляют гражданские дела: в 2018 году судами рассмотрено 17,3 миллиона дел, а в 2019 году уже почти 20 миллионов. Для сравнения в прошлом году суды разрешили 7 миллионов дел об административных правонарушениях, 749 тысяч уголовных дел и около 2 миллионов экономических споров, указал Момотов. 

Пороговая цена 

В подавляющем большинстве случаев судами принимается решение об удовлетворении требований истцов, что зачастую связано с тем, что в данных исках отсутствует как таковой спор о праве между сторонами, а суд просто используется в качестве механизма принуждения ответчика к выполнению взятых на себя обязанностей, отмечает глава СС. 

«Ярким примером являются иски налоговых органов к гражданам, где удовлетворяется почти 100%, ответчик обычно в суд не является и не предпринимает каких-либо процессуальных действий. Кроме того средняя цена таких исков несопоставима стоимости работы судьи и аппарата суда, что приводит к парадоксальной ситуации: государство несет затраты по финансированию работы должностных лиц налоговых органов, судебной системы, что в сумме значительно превышает цену самого иска, оставляя государство фактически в убытке», - указывает Момотов.

Таким образом, считает председатель СС, мерой по снижению нагрузки на судей и повышению экономической эффективности правосудия являлась бы возможность рассмотрения названных и аналогичных категорий исков во внесудебном порядке, оставляя за судами рассмотрение исков, превышающих определенную «пороговую цену».

Упрощенное производство 

Актуальными механизмами оптимизации судебной нагрузки является расширение сферы применения упрощенного и приказного производства, досудебных мер урегулирования споров, третейского разбирательства и отраслевого арбитража, напоминает Момотов.

По его данным, в упрощенных процедурах сегодня уже рассматривается более 75% гражданских и административных дел в судах общей юрисдикции, и почти 60% дел в арбитражных судах. 

«Кроме расширения сферы применения упрощенных процедур некоторые страны также прорабатываются возможности использование искусственного интеллекта для рассмотрения гражданских и административных дел по бесспорным требованиям, в том числе в приказном и упрощенном производстве. Такая работа может проводиться без судебного заседания путем обмена электронными документами, она не связана с анализом правоотношений сторон и в большей степени носит технический характер», - рассказал представитель ВС.

Он посетовал, что в РФ пока сохраняется низкая эффективность использования досудебных мер урегулирования спора. Так, процедура медиации в прошлом году применена при рассмотрении 1,2 тысячи гражданских дел и всего по 11 экономическим спорам. 

«В целях развития мирного внесудебного урегулирования споров и альтернативных процедур Верховным судом разработан и введен в действие институт судебного примирения, который направлен как на снижение уровня конфликтности в обществе, так и на уменьшение судебной нагрузки», - напоминает Момотов.

Рациональная пошлина 

Также в международной практике эффективным механизмом снижения нагрузки на суды является введение рациональной по размеру государственной пошлины, рассказал глава СС.

«Это позволяет снизить количество «безнадежных» или сомнительных исков, предъявляемых недобросовестными участниками гражданского оборота, а также способствует актуализации досудебного урегулирования споров.

В России выплачиваемая истцом государственная пошлина во много раз меньше издержек по отправлению правосудия, что делает для сторон обращение в суд крайне выгодным. Низкая «цена» правосудия приводит к высокому спросу и неконтролируемому росту нагрузки на судебную систему», - отмечает Момотов.

Он привёл в пример европейский опыт, когда государство защищает суды от чрезмерной нагрузки с помощью пошлины: в Германии, Нидерландах и Италии размер государственной пошлины зависит от цены иска.

Судебные полномочия

Эффективность правосудия связана и с возможностью привлечь судью к ответственности, считает Момотов. Он напомнил, что президент внёс в Госдуму законопроекты, которыми именно глава государства наделен полномочием вносить в Совет Федерации представление о прекращении полномочий ряда категорий судей в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи.

«Не вдаваясь сейчас в подробный анализ, хочу обратить внимание на один крайне важный вопрос.

Согласно предложенному законопроектами порядку органы судейского сообщества, к сожалению, будут исключены из участия в процедуре прекращения полномочий ряда категорий судей.

Предлагаемое законопроектами перераспределение полномочий между ветвями власти ведет к возникновению рисков нарушения принципа независимости и самостоятельности судебной власти, что противоречит как конституционным принципам, так и международным требованиям, установленным в Бангалорских принципах поведения судей и Рекомендации Комитета министров Совета Европы.

Решение вопроса о досрочном прекращении полномочий судьи по порочащим основаниям без участия органов судейского сообщества, при отсутствии элементов состязательности в процессе принятия решения, а также без возможности обжалования такого решения значительно умаляет конституционно-правовой статус судьи», - отмечает Момотов.