САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 29 окт - РАПСИ, Михаил Телехов. Необоснованное вмешательство государства в деятельность профсоюзов и их объединений, нарушает принцип независимости профсоюзов и подрывает демократическую основу их деятельности, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ.
Пункт 1 статьи 7 федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", в котором говорится, что уставы первичных профсоюзных организаций не должны противоречить уставам профсоюзов и их объединений, признан не соответствующим Конституции РФ.
Жалобу, послужившей поводом для проверки оспариваемых норм, направил в КС РФ Новосибирский областной союз организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Новосибирской области" (ФПНО). Решение основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.
Федерация против Федерации
Как следует из материалов дела, ФПНО является одним из учредителей и членом Общероссийского союза "Федерация Независимых Профсоюзов России" (ФНПР). На основании информации, предоставленной Главным управлением Министерства юстиции РФ по Новосибирской области, прокуратурой Новосибирска было выявлено несоответствие ряда положений устава ФПНО уставу ФНПР и вынесено представление об устранении нарушений законодательства о профессиональных союзах. Ссылаясь на оспариваемое положение, суды в двух инстанциях подтвердили правомерность претензий, указав о недопустимости наличия в уставе территориального объединения противоречий уставу головной организации.
ФПНО обратилась в КС РФ, посчитав, что федеральный закон ограничивает право профсоюзных объединений на самостоятельную разработку и утверждение своего устава.
Принцип автономии
Как отметил КС РФ, федеральный законодатель при осуществлении правового регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами конституционного права на объединение в профессиональные союзы, не вправе допускать искажений самого существа права на объединение (постановление Конституционного суда РФ от 24 октября 2013 года №22-П).
"Установление законодательных предписаний должно осуществляться с соблюдением принципа профсоюзной автономии, предполагающего в первую очередь независимость профессиональных союзов и их объединений (ассоциаций) от органов государственной власти и их самостоятельность в регулировании внутрикорпоративных отношений, а какое-либо ограничение свободы объединения возможно исключительно в конституционно значимых целях, перечисленных в статье 55 (часть 3) Конституции РФ", - говорится в постановлении КС РФ.
Закрепление подобного положения в федеральном законе, по мнению КС РФ означает необоснованное вмешательство государства в деятельность профсоюзов и их объединений. Поэтому оспариваемая норма признана не соответствующей Конституции РФ.
Отменена норма, но не устав
При этом КС РФ отметил, что утрата юридической силы неконституционной нормы само по себе не отменяет действия положений устава объединения профсоюзов, обязывающих своих членов обеспечить соответствие своих уставов уставу данного объединения.
Правоприменительные решения по делу новосибирских профсоюзов подлежат пересмотру.
Как подчеркнул заместитель председателя КС РФ Сергей Маврин, норма, признанная не соответствующей Конституции РФ, содержалась только в законе о профсоюзах.
"Деятельность иных некоммерческих организаций (включая, например, объединения работодателей) законодатель таким же образом не регламентировал. Данный подход, безусловно, не может быть оправдан исключительно спецификой профсоюзов. По природе своей им не присущи ни внутренняя иерархичность, ни субординация", - пояснил Маврин.
Тем не менее, по его словам, признание нормы закона о профсоюзах не соответствующей Конституции РФ не отменяет действие каких-либо положений устава ФНПР, который КС не оценивал, но который члены федерации должны соблюдать.