МОСКВА, 23 дек — РАПСИ. Центральный районный суд Тольятти 22 декабря начал рассмотрение по существу дела председателя правления Тольяттихимбанка Александра Попова. Он обвиняется в покушении на дачу взятки судьям ВС РФ (часть 3 статьи 30 УК РФ и часть 5 статьи 291 УК РФ).
Александр Попов возглавляет Тольяттихимбанк, которым владел Сергей Махлай – основной акционер ПАО «Тольяттиазот» («ТоАЗ»). По версии следствия, Попов по распоряжению Махлая в составе группы лиц в октябре 2015 года пытался дать взятку судьям Верховного суда РФ в размере 1,2 миллиона долларов США. Махлай рассчитывал, что взамен судьи вынесут в пользу «ТоАЗ» заведомо незаконный судебный акт, который отменит доначисленные химкомбинату 161 миллион рублей налогов за 2010 год.
По данным Следственного комитета (СК), «вынесенный судебный акт он намеревался использовать при решении вопросов, связанных с его уголовным преследованием». Попов, как выяснили следователи, «минуя официальное оформление документации, беспрепятственно открыл в своем банке ячейку, куда заложил часть взятки, предоставленной в фактическое распоряжение посредников. Довести до конца свой преступный умысел Попов не смог по независящим от него обстоятельствам».
Попов был задержан в аэропорту «Внуково» 31 мая 2019 года и в тот же день арестован. Расследование этого уголовного дела Главным управлением по расследованию особо важных дел СК России было завершено 6 октября этого года. В начале ноября суд продлил до 14 апреля 2021 года срок ареста Попова. В рамках следствия в целях обеспечения исполнения возможного приговора суда на 293 принадлежащих Попову земельных участка наложен арест.
Эпизод с попыткой дачи взятки судьям ВС РФ был выявлен в ходе расследования уголовного дела по части 3 статьи 210 УК РФ, он выделен в отдельное производство. Уголовное дело по статье 210 было возбуждено СК 16 мая 2019 года. В документах следствия говорится, что обвиняемые по делу Попов, Владимир и Сергей Махлаи, Андреас Циви и др. (всего более 10 человек), «действуя в форме структурированной организованной группы, в период с 2005 по 2013 годы совершили несколько тяжких экономических преступлений против государства, против собственности «Тольяттиазота» и других лиц».
Следствие считает, что Попов играл ключевую роль в незаконных схемах по выводу прибыли «ТоАЗа» в офшоры (нанесенный ущерб оценивается в 85 миллиардов рублей), а также по продаже наиболее ликвидных активов предприятия вместе с земельными участками (ущерб заводу и его акционерам составил более 2 миллиардов рублей). По данным СК, Попов вовлекал в реализацию преступных схем множество компаний и физических лиц, в первую очередь зависимых от него в силу служебных отношений.
В частности, по данным следствия, Попов вместе с сообщниками в 2005-2010 годах руководил операцией по выводу активов «ТоАЗ» в ООО «Томет», которое контролировалось через принадлежащие Владимиру и Сергею Махлаям офшоры. По заниженной в 100 раз цене был выведен агрегат аммиака стоимостью не менее 10 миллиардов рублей, аналогичным образом в «Томет» передано все производство метанола.
За 2008-2013 годы в результате занижения экспортных цен на продукцию «ТоАЗ» сумма недоплаченных предприятием налогов составила не менее 2,5 миллиарда рублей, которые Попов, по данным следствия, переводил в офшоры Махлаев.
Кроме того, СК выявил, что в 2008 году организовал реализацию схемы по уклонению от уплаты налогов. ООО «Родничок» и ООО «Контаз», аффилированные с Махлаями, в 2008 году продали по номинальной цене 1 рубль за акцию кипрскому офшору свои пакеты акций «ТоАЗа». «Родничок» за пакет, рыночная стоимость которого оценивается в 1,15 миллиарда рублей, выручил 1,7 миллиона, а «Контаз» вместо 576,8 миллиона рублей получил 861 тысячу рублей. Экс-гендиректор последней из упомянутых фирм Ксения Балашова была арестована в апреле 2020 года. Ей предъявлены обвинения по тем же статьям, что и Попову. Балашова полностью признала свою вину.
В 2019 году суд приговорил Владимира и Сергея Махлаев, а также Андреаса Циви к девяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима, их швейцарского партнера Беата Рупрехта и экс-гендиректора завода Евгения Королева — к восьми с половиной годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима и денежному штрафу. Они были признаны виновными по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой, в особо крупном размере).