САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 окт — РАПСИ, Михаил Телехов. Приговорен к 8 годам колонии строгого режима бывший председатель военно-врачебной комиссии (ВВК) Военного комиссариата Петербурга Самир Мурсалов. Он признан виновным в создании системы для получения взяток с призывников за освобождение от прохождения военной службы. Об этом РАПСИ сообщили в Объединенной пресс-службе судов Петербурга.
Мурсалов был взят под стражу в зале суда, поскольку в апреле 2016 года Мурсалов его арестовали, а в сентябре 2018 года отпустили под залог.
Соучастникам - условно и штрафы
Вместе с Мурсаловым на скамье Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда находились еще восемь человек. Все они признаны виновными, но приговорены условно либо к штрафам. Доверенное лицо Мурсалова, бывший военный, передававший ему деньги от призывников, Владимир Качко и врач ВКК Калининского района Сергей Круподеров приговорены к 7,5 годам лишения свободы условно. Еще один бывший сотрудник военкомата, признанный координатором прохождения "клиентов" по инстанциям, Дмитрий Беда приговорен к 7 годам и 3 месяцам лишения свободы условно. Из посредников – Мария Кравцова – оштрафована на 130 тысяч рублей, остальные - Вадим Виноградов, Андрей Иванов, Андрей Сорочинский и Александр Фильков - на 100 тысяч рублей каждый.
По данным обвинения, Мурсалов с соучастниками реализовали схему поборов с желающих уклониться от службы в армии.
"Мурсалов руководил организованной преступной группой, занимавшейся системным получением взяток за освобождение призывников от прохождения военной службы по состоянию здоровья путем признания их ограниченно годными к военной службе, как на законных, так и на незаконных основаниях", - говорится в приговоре.
Структура, как установил суд, была разветвленной, действовала в разных районах Петербурга. По данным обвинения, фигуранты способствовали освобождению призывников от прохождения военной службы в Вооруженных силах РФ, получая за это взятки от 120 до 160 тысяч рублей. Всего судом признано 8 преступных эпизодов.
Структура взяточничества
Схемы, описываемые во вменяемых подсудимым эпизодах, были примерно схожи.
Посредники размещали объявления о возможности освобождения от призыва в интернете, а когда с ними связывался клиент, который соглашался со всеми условиями, они сообщали об этом начальнику отделения общего и мобилизационного планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов Военного комиссариата Петербурга Ольге Леоновой. Призывник должен был передать посреднику деньги при встрече на нейтральной территории, чаще всего в машине, припаркованной у какого-нибудь гипермаркета. Из них посредник оставлял себе 5 тысяч рублей. Остальные деньги передавались Леоновой, которая брала себе 15 тысяч рублей, после чего связывала призывника с координаторами Бедой или еще одним - Юрием Бережным. Они уже получали вместе с "клиентом" 100 тысяч рублей. Координатор оставлял себе 10 тысяч рублей и передавал 90 тысяч рублей и "клиента" врачам, кроме Круподерова в деле фигурировал врач из ВВК Красносельского района Владимир Крупин. Те занимались призывником сами или платили коллегам из других районов. Около 30 тысяч рублей терапевты оставляли себе, остальные 50 тысяч рублей или больше, как утверждает обвинение, через Качко или напрямую передавались Мурсалову. Тот в случае необходимости делился с Качко.
Дело Леоновой, Бережнова и Крупина было выделено в отдельное производство и его рассматривал не военный, а Октябрьский районный суд Петербурга. Леонову приговорили к 7 годам лишения свободы условно, Крупина — к 5 годам условно, Бережнова — к 4,5 годам условно.
В Санкт-Петербургском гарнизонном военном суде они выступали свидетелями.
В отношении свидетелей, являвшихся "клиентами" преступной группы, возбуждены уголовные дела по факту уклонения от прохождения военной службы. Следствием было принято решение не возбуждать в отношении бывших призывников уголовных дел по фактам дачи взятки.