МОСКВА, 19 сен - РАПСИ. Экс-глава Росавтодора Сергей Кельбах, давая показания в Тверском суде Москвы, полностью отверг обвинение по эпизодам якобы злоупотребления им должностными полномочиями при строительстве пусковых комплексов ЦКАД №1 и №5: никакого причинения ущерба бюджету РФ не было, и в природе не существует документов, свидетельствующих об обратном.
В деле речь идёт о самом небольшом участке кольца автодороги длиной чуть более 50 километров — от трассы М-4 Дон до трассы А-107, а также пусковом комплексе от Калужского шоссе до М-10 «Россия».
Никакого ущерба
«Я осуществлял руководство деятельностью госкомпании согласно заключенному трудовому договору. Я реализовывал вышестоящие и коллегиальные решения наблюдательного совета и правления госкомпании… Любой документ, который попадал ко мне на стол проходил перед этим тщательную процедуру согласования профильными структурными подразделениями госкомпании. Только убедившись, что документ проверен и завизирован всеми установленными подразделениями — я его подписывал", — начал свое выступление Кельбах.
Исполнение банковских гарантий, которые вменяются бывшему чиновнику в вину, по словам подсудимого, было обязательством исполнителя, а расходы перекладывались на подрядчиков. В материалах дела имеются доказательства того, что компании уплачивали комиссии по банковским гарантиям исключительно за счет собственных средств, указал экс-глава госкомпании.
«Финансирование оплаты комиссий по банковским гарантиям происходило не за счет бюджета Российской Федерации, а за счет собственных средств подрядчиков и внебюджетных средств, привлеченных госкомпанией, ущерба государству не было и не могло быть», — отметил подсудимый.
Без корыстных мотивов
Говоря о конкретике, Кельбах начал с эпизода обвинения по строительству пускового комплекса ЦКАД №5. Следствие считает, что подсудимый незаконно согласовал дополнительное соглашение к договору обособленного банковского счёта компании ООО «Кольцевая магистраль»: якобы с помощью этого документа, подписанного главой Росавтодора, компания увеличила свою выгоду от проекта на сумму более 788 миллионов рублей.
По словам подсудимого, в допсоглашении не были прописаны числовые значения: это была форма о порядке зачисления и порядка расходования средств с банковского счета. Кельбах отметил, что является доктором по экономике, но предметом его научных изысканий всегда была макроэкономика, а не бюджетирование, поэтому доводы следствия о его корыстно-научном мотиве на совершение преступления не выдерживают критики.
«Я физически не мог проверять каждый подписанный документ и проводить личную экспертизу. В год через «Автодор» проходит до 18 тысяч договоров и документов на подпись — это физически невозможно», — обратил внимание Келбах.
Деятельность компании проверялась надзорными органами и в итоге Счётная палата нашла в спорном документе нарушения и вынесла представление. Однако Росавтодор изложил своё видение сложившейся ситуации: Счётная палата приняла аргументы и сняла подписанное допсоглашение со своего контроля, отметил экс-глава Росавтодора.
«Стоимость строительства ПК-5 за время моего руководства не увеличивалась и сроки строительства тоже… Премий каких-то я за заключение этого допсоглашения не получал и получить не мог: моё премирование складывалось совсем по другому», — сообщил он суду.
Отсутствие доказательств
При строительстве первого участка подрядчик столкнулся с отклонением банком платежей за геодезические приборы, поскольку у кредитной организации была устаревшая ведомость предыдущего исполнителя, рассказал Кельбах.
«Оплата комиссий по банковским гарантиям происходила до июля 2021 года — это была системная работа. Госкомпания ничего не изменила после моего ухода… Федеральное казначейство санкционировало эти платежи в полном объеме в размере банковских гарантий… Причинение ущерба бюджету РФ не было: в природе таких документов нет. Их нет ни в материалах дела, как и не было нецелевого использования средств «Крокус Интернэшнл», — указал Кельбах.
Позиция защиты
Адвокаты Сергея Кельбаха назвали обвинение своего подзащитного «незаконным и необоснованным». Они утверждают, что экс-глава «Автодора» не мог принимать решения единолично, как настаивает следствие. Утверждение решений и принятие финансовых планов в госкомпании всегда относилось к компетенции наблюдательного совета, а управление компанией осуществлялось исключительно коллегиально.
Защита обращает внимание на то, что трудовой договор Кельбаха не возлагал на него обязанность проведения правовой экспертизы каждого подписываемого документа и не наделял правом внесения изменений в финансовый план госкомпании. В его полномочия входила только организация работы «Автодора», а не личная экспертиза содержания исходящих из компании документов. Помимо Кельбаха к непосредственной реализации инвестпроекта были привлечены и другие ключевые руководители «Автодора», без участия которых он не мог бы принять ни одну инициативу. Так, со стороны госкомпании договор с Минтрансом о строительстве ПК №2 ЦКАД подписывал на тот момент первый зампред правления госкомпании по инвестиционно-финансовым вопросам Иннокентий Алафинов.
Большое участие в реализации проекта принимал заместитель председателя правления по инвестиционной политике и корпоративному развитию Александр Носов, а юридические аспекты курировал заместитель председателя правления по правовым вопросам Константин Попов. По сути, как говорит сам Кельбах, ему вменяются в вину действия, которые в его должностные полномочия даже не входили.
Также защита обращает внимание на высокую значимость инвестпроекта, реализация которого контролировалась на самом высоком уровне. Возведение ЦКАД является одним из масштабных проектов в автодорожной строительной отрасли России с начала XXI века. Он предполагает строительство нескольких десятков современных развязок, сотен мостов, путепроводов и эстакад. В будущем магистраль станет ключевым элементом пути из Европы в Западный Китай. Реализация проекта осуществляется в рамках Транспортной стратегии РФ до 2030 года и ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», а также в соответствии с Программой деятельности госкомпании «Автодор» на долгосрочный период (2010-2020 годы), ее сетевым планом-графиком и финансовым планом. Со стороны надзорных ведомств работа контролировалась Минтрансом и Минфином, а также Счетной палатой России и непосредственно правительством РФ.
Не выдерживают критики, по мнению защиты, и утверждения следствия о корыстных целях, которые якобы преследовал Кельбах. По словам адвокатов, ему не выплачивалась премия за выполнение указанных работ, а нахождение его в должности и укрепление статуса не зависели непосредственно от разработки документации по планировке территории ПК №2. Сам Кельбах пояснил, что решение о премировании председателя правления по итогам работы «Автодора» традиционно принимается наблюдательным советом госкомпании, а назначение и освобождение на должность относится исключительной к компетенции правительства РФ.
Неверное толкование закона
Кельбаху, который руководил госкомпанией в 2011-2019 гг., вменяется в вину злоупотребление должностными полномочиями по трем эпизодам, связанным с его деятельностью на посту главы «Автодора» и касающимся строительства ЦКАД. По первым двум, согласно версии следствия, Кельбах якобы согласовал компаниям-подрядчикам АО «Крокус Интернэшнл» и ООО «Кольцевая магистраль» нецелевое расходование бюджетных средств на оплату комиссий по банковским гарантиям.
По третьему обвинение сводится к тому, что по решению Кельбаха якобы незаконно была проведена разработка проекта пускового комплекса №2 ЦКАД. По версии следствия, экс-глава «Автодора» принимал решения единолично в корыстных интересах, а его действия привели к увеличению стоимости проекта и сроков его реализации.
Кельбах вину категорически отрицает и считает, что предъявленное ему обвинение «носит исключительно ангажированный характер и построено на неверном толковании действующего законодательства, регламентирующего деятельность госкомпании «Автодор» и дорожной отрасли в целом». Он заявил об отсутствии в деле не только доказательств вины, но и событий преступления. Также Кельбах отметил, что обвинение представило «Автодор» в виде «частной лавочки», где все решения принимаются и осуществляются председателем правления единолично, а члены правления и наблюдательного совета госкомпании при этом находятся в неведении.
Примечательно, что впервые уголовное дело в отношении Кельбаха было возбуждено в марте 2019 года в связи с якобы незаконной выплатой аванса в адрес АО «Крокус Интернэшнл» в размере 2 миллиардов рублей и дело было полностью прекращено из-за отсутствия состава преступления.
Следующее заседание назначено на 29 сентября.