САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 29 сен - РАПСИ. Третий кассационный суд общей юрисдикции оставил без изменения решения нижестоящих судов, отказавшихся регистрировать судно длиной более 20 метров как маломерное, в связи внесением соответствующего ограничения в 2012 году, сообщает в четверг пресс-служба суда.

"Изменение правового регулирования является основанием для проведения освидетельствования морского судна исходя из критериев и требований, действующих на момент его проведения", - говорится в сообщении.

Истец обратился в центр Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) регионального ГУ МЧС России с заявлением о предоставлении государственной услуги по освидетельствованию морского прогулочного судна, зарегистрированного в реестре маломерных судов.

Согласно выписке из реестра маломерных судов, административный истец с 2008 года является собственником спорного судна длиной 24,8 метра. Решением ГИМС ему было отказано в регистрации судна, поскольку его длина превышает 20 метров, что исключает его отнесение к маломерным судам, в связи с чем оно неподнадзорно ГИМС. Хозяин судна обратился в суд, просив признать незаконным решение государственного органа.

Решением суда, оставленным без изменения апелляционным определением, административному истцу было отказано в удовлетворении административного иска. Суд первой инстанции пришел к выводу, что у ГИМС нет оснований для проведения освидетельствования спорного судна, поскольку оно не относится к категории маломерных. На вступившие в законную силу судебные постановления, административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставил вопрос об их отмене.

Определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции решение суда первой инстанции и апелляционное определение оставлено без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.

Судами установлено, что техническое освидетельствование на годность к плаванию судно, как маломерное, проходило в 2008, 2009, 2010, 2011 и 2016 годах.

До принятия в 2012 году закона №36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна существовавшая» нормативная база не раскрывала понятия «маломерное судно». Данный термин содержался только в примечании к статье 11.7 КоАП РФ, в котором не была определена длина маломерного судна.

После вступления в силу закона №36-ФЗ к маломерным судам стали относиться суда, длина которых не превышает 20 метров и общее количество людей, на котором не превышает 12 человек.

Освидетельствование ГИМС маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, проводится в соответствии с Правилами и техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», устанавливающим технические требования лишь в отношении судов длиной до 20 метров, а также с техническими требованиями, предусмотренными в отношении маломерных судов правилами, издаваемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Кодекса торгового мореплавания РФ.

В соответствии с письмом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 мая 2012 года №05-04-1655 Государственная инспекция по маломерным судам не относится к органам, проводящим классификацию и освидетельствование прогулочных судов, не используемых в коммерческих целях, длиной свыше 20 метров и вместимостью от 12 до 18 человек.

В кассационном определении указано, что изменение правового регулирования, исключающее возможность отнесения спорного судна к маломерным, является основанием для его проверки на предмет годности к плаванию исходя из критериев и требований, предъявляемых к судам с учетом объективных характеристик, включая пассажировместимость и длину, влияющих на обеспечение безопасности судоходства, действующих на момент проведения освидетельствования, поскольку тем самым обеспечивается соблюдение прав и законных интересов не только собственника спорного судна, но и лиц, его использующих, экипажей, пассажиров и собственников иных судов, а также собственника и пользователей инфраструктуры водных путей.

Наличие в судовом билете отметки о прохождении ранее освидетельствования судна как маломерного, не может являться основанием для возложения на административных ответчиков обязанности по проведению его освидетельствования: в настоящее время отсутствуют какие-либо требования, предъявляемые для освидетельствования судов длиной более 20 метров, чья регистрация в реестре маломерных судов сохраняется.