САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 6 окт - РАПСИ, Михаил Телехов. Нормы КоАП, позволяющие привлекать граждан к ответственности за пронос на территорию СИЗО запрещенных предметов, направлены на охрану правового режима содержания обвиняемых и подозреваемых, действуют в нормативном единстве с Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и поэтому не нарушают прав признанных виновными в совершении соответствующих административных правонарушений, говорится в определении Конституционного суда (КС) РФ, которым было отказано в принятии к рассмотрению жалобы адвоката Валерии Орловой.

Флешка в СИЗО

Адвокат пыталась оспорить конституционность статьи 19.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП), которая устанавливает административную ответственность за передачу либо попытку передачи любым способом лицам, содержащимся в СИЗО, запрещенных предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено.

Как следует из представленных материалов, при досмотре Орловой в СИЗО в ее папке с документами была обнаружена флеш-карта. Суды установили, что хранение таких устройств на территории указанного режимного учреждения запрещено и адвокат была признана виновной в совершении административного правонарушения.

Мотивируя свои решения, суды, в числе прочего, сослались на пункт 25 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (утверждены приказом Министерства юстиции РФ), определяющий предметы, запрещенные к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми. Заявительница посчитала, что КоАП допускает расширительное толкование и позволяет привлекать к административной ответственности за нарушение запретов, установленных подзаконным правовым актом, а не законом, и обратилась в КС РФ.

Делегировано Минюсту

В своем определении КС РФ отметил, что федеральный законодатель в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей делегировал утверждение Правил внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений Минюсту РФ, и предусмотрел при этом, что данные Правила должны содержать перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету.

"Тем самым данная норма направлена на охрану правового режима содержания лиц в учреждениях уголовно-исполнительной системы, изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей в части, запрещающей хранение и использование указанными лицами предметов, веществ и продуктов питания, которые в том числе представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей", - говорится в решении КС РФ.

Таким образом, по мнению КС РФ, оспариваемая норма обеспечивает соблюдение данных Правил, которые действуют в нормативном единстве с Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и поэтому оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы в указанном в жалобе аспекте.

Ранее РАПСИ писало, что Совет адвокатской палаты (АП) Москвы прекратил дисциплинарное производство в отношении Орловой, установив, что адвокат просто забыла сдать флэш-накопитель перед свиданием с подзащитным в СИЗО, и что на флешке отсутствовала какая-либо информация, относящаяся к лицу, для свидания с которым она пришла.