МОСКВА, 25 окт — РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ признал законным положение, запрещающее предоставлять социальную выплату молодой семье на покупку жилья у близких родственников, передает корреспондент РАПСИ из зала суда.

В суд высшей инстанции обратился житель Воронежской области Петр Дудников, раздосадованный отказом госорганов в предоставлении его молодой семье социальной выплаты на покупку жилья. Административный истец взял квартиру в ипотеку, часть которой ранее принадлежала его брату - это и стало основанием для комиссии по предоставлению социальных выплат поводом для отказа в её предоставлении.

Комиссия сослалась на Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, пунктом 2.1 которых установлено ограничение на получение выплаты при покупке недвижимости у близких родственников, а также супруга, дедушек, бабушек, внуков, родителей, усыновителей, детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер.

Вынужденный самостоятельно оплачивать ипотечные платежи Дудников посчитал, что эта норма необоснованно ограничивает его гражданские права, свободу договора и противоречит Налоговому кодексу РФ.

Природа запрета 

Реальным поводом для введения спорного ограничения стала хитрость россиян, начавших присваивать государственные выплаты путем мнимой покупки квартиры или дома у близких родственников, указала представитель Минстроя Елизавета Кордюкова. Таким образом цель программы — улучшение жилищных условий молодой семьи — не выполнялась, а государственные деньги попросту присваивались.

"С этой проблемой к нам обращались даже из регионов, поскольку часто молодые семьи заключали мнимые сделки с родственниками и присваивали себе деньги. В таких условиях норма нуждалась в изменении", — указала юрист.

Оспариваемое положение напрямую с Гражданским или Налоговым кодексом не связано, поскольку отношения по предоставлению социальных выплат имеют другую правовую природу, считает представитель профильного министерства. Ссылки на свободу договора в данном случае учитываться не могут.

Любопытно, что оспариваемое положение содержится в приложении к постановлению правительства, а оно в настоящий момент утратило силу. Однако на самих правилах предоставления выплат это не отразилось. 

Прокуратура также не нашла поводов для отмены действующего ограничения: вышестоящим актам он не противоречит, а ссылки истца на гражданские и налоговые правоотношения к предмету рассмотрения отношения не имели.