МОСКВА, 12 янв — РАПСИ. Право граждан на выезд с территории страны может быть временно ограничено в случае, если они являются подозреваемыми или обвиняемыми по уголовному делу, даже если следователь не против поездки на отдых или в командировку, напоминает Верховный суд (ВС) РФ.
В четверг высшая инстанция признала законным отказ в удовлетворении административного иска о признании частично недействующим подпункта 48.1.1 пункта 48 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче загранпаспортов. Апелляционная жалоба истца на сентябрьское решение ВС была оставлена без удовлетворения.
Отказ в паспорте
С административным иском ещё в 2022 году в ВС обратился Денис Сарана. Он указал, что ему было отказано в оформлении загранпаспорта в связи с привлечением его в качестве обвиняемого по уголовному делу. При этом решение по нему ещё не было принято, а при избрании меры пресечения в виде залога обязанность по соблюдению запрета на выезд из РФ на заявителя не возлагалась.
Административный истец посчитал, что оспариваемая норма противоречит положению части 11 статьи 10 и статье 15 федерального закона 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Как в сентябре пояснил в судебном заседании представитель истца Данил Чанышев, статус обвиняемого сам по себе не влечёт ограничения права на выезд из РФ.
"В силу части 11 статьи 10 федерального закона (114-ФЗ - прим.ред.) обстоятельством, предусмотренным статьёй 15 названного ФЗ, влекущим отказ в оформлении и выдаче паспорта относится не наличие у гражданина РФ статуса подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, а временное ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации", — пояснил юрист.
Представитель заявителя отмечал, что его доверителю была избрана мера пресечения в виде залога без наложения на него дополнительных ограничений, в том числе ограничения на выезд из страны.
Позиция ответчика
В свою очередь, представитель МВД Юлия Сафонова подчеркивала, что оспариваемое положение административного регламента является законным, обоснованным, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца и иных лиц не нарушает.
"Подпункт 48.1.1 полностью воспроизводит нормативное предписание части 11 статьи 10 114-ого федерального закона, содержит ссылку на данную норму, а также содержит отсылочную бланкетную норму применительно к статье 15 названного федерального закона. Поэтому он в принципе не может противоречить данному федеральному закону, положения которого он воспроизводит в своём тексте", — отметила представитель ответчика.
Сафонова также пояснила, что административный регламент не регулирует вопросы выезда и въезда в страну, а миграционные органы решения об ограничении такого выезда не принимают.