Не является преступлением причинение вреда в состоянии крайней необходимости, то есть когда действия совершены для устранения опасности, угрожающей личности и ее правам, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышение пределов крайней необходимости, разъясняет Девятый кассационный суд общей юрисдикции.


«Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный», − указывает кассационная инстанция в обзоре судебной практики.

Вырубка дерева 

Она приводит в пример дело жителя Пермского края, осужденного за незаконную рубку дерева − часть 1 статьи 260 УК РФ.

Между тем из материалов дела следует, что обвиняемый срубил сухое дерево около могилы своей матери, чтобы оно не упало и не повредило памятник. Это подтвердил и свидетель, указавший, что дерево сухоплодное и сильно накренилось, а также сообщивший о случаях падения деревьев и повреждении могил в прошлом, а также об отсутствии ухода за кладбищем со стороны местной администрации. 

Другой свидетель пояснила, что с 2020 года за кладбищем ухаживают лишь местные жители. При этом протоколами осмотра места происшествия зафиксировано отсутствие ограждения кладбища, информационных стендов, благоустройства.

Однако мировой суд пришел к выводу об отсутствии непосредственной угрозы личности и правам граждан, охраняемым законом интересам общества и государства, а также о возможности ее устранения посредством обращения в лесничество или администрацию муниципального образования.

«Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда апелляционной инстанции и передавая дело на новое апелляционное рассмотрение, указал на отсутствие надлежащей оценки обстоятельств, которые могут свидетельствовать о том, что в сложившейся обстановке (фигурант) действовал в состоянии крайней необходимости с целью устранения опасности, которая не могла быть устранена иными средствами, не допустив превышения пределов крайней необходимости, отметив, что данное обстоятельство исключает преступность деяния», − указано в обзоре (Определение №77-3497/2022).