Практический экзамен на получение водительских прав в апреле 2021 пережил реформу: вместо "площадки" и "города" кандидаты уже два года сдают единое испытание в условиях реальной дорожной обстановки.


Законодатель предусмотрел смешанный формат, при котором будущий водитель должен не только проехаться по городу, но и показать на улицах некоторые обязательные упражнения: заезд задним ходом в бокс под 90 градусов, параллельная парковка, разворот в ограниченном пространстве, старт движения на подъеме. 

В суд высшей инстанции обратилась Ольга Попова — "рекордсмен" по провалам вышеупомянутого экзамена. Она с 2016 года безуспешно пытается получить права: кандидат сдавала теорию 7 раз и практику - 8 раз, но каждый раз терпела фиаско на одной из стадий экзамена.

Помеха и страх

В административном иске Попова указывала, что одна из последних попыток окончилась незачетом из-за бордюра, помешавшего ей припарковать автомобиль — он непривычно для неё отделял парковочный "бокс" от проезжей части.

"Заехать на место парковки административный истец не смогла: во время выполнения упражнения она заглохла пять раз. Видимо, речь идёт о её каком-то внутреннем волнении. Она считает, что должна иметь право выбора места выполнения испытаний, но это противоречит закону. Это — ошибочное толкование норм права", — указала представитель МВД Юлия Сафонова.

Истица обжаловала пункт 7 приложения 8 к административному регламенту МВД России по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений. В нём указано, что манёвр "постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов" должен проходить на участках с малоинтенсивным движением и со специально отмеченным местом стоянки.

Данное правило, согласно позиции Поповой, ограничивает её возможности и даёт слишком много полномочий сотрудникам ГИБДД. Она хотела бы сама выбирать место выполнения упражнений во время экзамена, чтобы не терять концентрацию от неожиданностей. 

Статистика обновленного экзамена

По словам представителя административного ответчика, цель экзаменационной реформы — выпускать водителей, готовых к реальному городскому движению. Именно поэтому ГИБДД определяет маршруты и вывешивает их на официальном сайте. Информация не является закрытой для кандидата, но позволит ему заранее посмотреть на то, что его ждёт на экзамене.

«За два года аварийность у начинающих водителей сократилась на 6% — гибель людей в таких ДТП сократилась на 12%. Мы считаем это позитивным изменением», — отметил второй представитель МВД Николай Гиляков. 

Согласно статистике, обновленный экзамен сдали с первой попытки 348 тысяч человек — примерно 10% от общего числа сдававших, указал представитель МВД.

Генпрокуратура и Министерство юстиции также просили в иске Поповой отказать, поскольку оспариваемая норма не противоречит действующему законодательству.