МОСКВА, 1 июн - РАПСИ. Для целей применения статей 317 и 318 УК РФ под близкими сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или представителя власти следует понимать их близких родственников, состоящих с ними в родстве или свойстве – родственники супруга, а также людей, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений, разъясняет Пленум Верховного суда РФ.
При этом следует иметь в виду, что к правоохранительным органам относятся и сотрудники ведомств, которые занимаются правоохранительной деятельностью, например, по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, проверке сообщений о преступлениях в порядке, предусмотренном статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предварительному расследованию по уголовным делам, оперативно-розыскной деятельности, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, обеспечению исполнения уголовных наказаний, указано в документе.
Кроме того, применительно к статье 317 УК РФ, к сотрудникам правоохранительных органов могут быть отнесены должностные лица и не являющиеся должностными лицами госслужащие, наделенные полномочиями по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, указывает ВС.
Например, по несению ими постовой или патрульной службы на улицах и в иных общественных местах, поддержанию порядка во время проведения демонстраций, митингов, спортивных соревнований, зрелищных и других массовых мероприятий, при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий; предотвращению или пресечению противоправных посягательств, уточняет высшая инстанция.
Без дополнительной квалификации
«Под посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, а равно их близких в статье 317 УК РФ понимается убийство или покушение на убийство таких лиц. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, а равно их близких, независимо от наступления общественно опасных последствий, охватывается статьей 317 УК РФ и не требует ссылки на часть 3 статьи 30 УК РФ и дополнительной квалификации по статье 105 УК РФ», - говорится в постановлении.
В ответ на беззаконие
Если посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, а равно их близких, применение насилия либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких были совершены в ответ на явно незаконные действия со стороны указанных сотрудников, военнослужащих или представителей власти, то содеянное при наличии к тому оснований может быть квалифицировано как преступление против личности, обращает внимание ВС.