САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 14 ноя - РАПСИ, Михаил Телехов. Ввоз физическими лицами культурных ценностей для личного пользования на территорию России как члена ЕАЭС может быть беспошлинным, но их необходимо декларировать. Об этом говорится в изученном корреспондентом РАПСИ Определении Конституционного суда (КС) РФ №2705-О/2023, которым было отказано в рассмотрении жалобы Ивана Леонтьева.
Заявитель пытался оспорить конституционность части 1 статьи 226.1 УК РФ, которая устанавливает уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕАЭС либо государственную границу Российской Федерации с государствами–членами Таможенного союза в рамках ЕАЭС, в частности, культурных ценностей в крупном размере.
Конфисковали и приговорили
Как следует из материалов дела, суд признал Леонтьева виновным в совершении контрабанды, то есть в незаконном перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕАЭС культурных ценностей (старинных монет) в крупном размере. Как установил суд, Леонтьев купил 203 монеты и 82 банкноты на выставке в США и пытался ввезти их на территорию России без подачи таможенной декларации. По результатам судебной культурологической экспертизы 5 монет общей стоимостью не менее 677 тысяч рублей были признаны представляющими культурную ценность, в итоге было принято решение об их конфискации. Деяние Леонтьева квалифицировано судом как преступление, состав которого предусмотрен частью первой статьи 226.1 УК РФ и за совершение которого ему назначено наказание − три года лишения свободы условно с испытательным сроком три года со штрафом в размере трехсот тысяч рублей.
В приговоре указано, что заявитель, не задекларировав указанные культурные ценности, допустил нарушение статьи 95 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статей 7 и 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, раздела 2.20 Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза.
Защита пыталась обжаловать это решение, ссылаясь на отсутствие в деянии Леонтьева состава преступления ввиду неустановления нормативными актами ограничений на ввоз культурных ценностей на таможенную территорию ЕАЭС. Но суды вышестоящих инстанций оставили приговор в силе.
Заявитель посчитал неконституционным то, что оспариваемые положения УК РФ допускают произвольное истолкование и позволяют привлекать к уголовной ответственности за ввоз на территорию России физическими лицами культурных ценностей, притом что законодательство не содержит точных правил такого ввоза и не позволяет этим лицам осознавать общественно опасный и противоправный характер своих действий и предвидеть их уголовно-правовые последствия.
Культурный ввоз
КС РФ согласился, что закон "О вывозе и ввозе культурных ценностей", предусматривая, что ввоз культурных ценностей осуществляется физическими лицами для личного пользования, а также юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, сама по себе не устанавливает требований, предусматривающих декларирование таких ввозимых товаров или совершение с ними частным лицом каких-либо других обязательных действий. Но, как подчеркнул КС РФ, обязанность декларирования товаров для личного пользования предусматривает Таможенный кодекс ЕАЭС.
Далее КС РФ разъясняет, что пунктом 8 приложения №3 "Перечень случаев и условий ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов" к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года №107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" установлено, что физическое лицо вправе ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов культурные ценности, документы национальных архивных фондов и оригиналы архивных документов, включенные в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, при условии подтверждения их отнесения к таковым в соответствии с законодательством государства–члена Союза.
Но эти же нормы во взаимосвязи с подпунктом 4 пункта 1 статьи 260 Таможенного кодекса ЕАЭС, по мнению КС РФ, предусматривают обязанность декларирования ввозимых в Россию в качестве товаров для личного пользования культурных ценностей, и их ввоз в предусмотренных данными нормативными положениями случаях без выполнения этой обязанности является незаконным перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Сила малозначительности
"При этом в практике рассмотрения дел, связанных с недекларированием культурных ценностей при их ввозе в Российскую Федерацию, должна учитываться правовая позиция КС РФ (Постановление от 27 февраля 2020 года №10-П; Определение от 26 октября 2017 года №2257-О), согласно которой в правовой системе России преступлению, в отличие от иных правонарушений, присуща особая, а именно криминальная общественная опасность, при отсутствии которой даже деяние, формально подпадающее под признаки уголовно наказуемого, в силу малозначительности не может считаться таковым", − напомнил КС РФ, подчеркнув, что установление и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, оценка доказательств, послуживших основанием для применения тех или иных норм права, к компетенции КС РФ не относятся.
Таким образом, КС РФ указал, что оспариваемая норма не содержит неопределенности, в результате которой лицо было бы лишено возможности осознавать общественную опасность, противоправность своих действий и предвидеть наступление уголовной ответственности за их совершение при незаконном (без таможенного декларирования) ввозе на территорию Российской Федерации культурных ценностей в крупном размере, а потому не могут расцениваться как нарушающие конституционные права Леонтьева в его конкретном деле.