САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 июл — РАПСИ, Михаил Телехов. Основаниями для умерщвления бездомных собак не могут служить ни загруженность приютов, ни оптимизация бюджетных расходов, а только лишь невозможность обеспечить безопасность человека, говорится в провозглашенном сегодня Постановлении Конституционного суда (КС) РФ. Текст решения опубликован на официальном сайте суда.
Изложенные в постановлении выводы были сделаны КС РФ после рассмотрения запроса Верховного суда (ВС) Республики Бурятии, который просил проверить конституционность положений части 4 статьи 7, абзаца первого части 1 и части 7 статьи 18 ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Зоозащитники против
Как следует из материалов дела, в производстве ВС Бурятии находится дело по административному иску зоозащитников о признании недействующими отдельных положений регионального закона от 22 ноября 2023 года "Об установлении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и определении перечня мероприятий при осуществлении такой деятельности на территории Республики Бурятия".
Истцы посчитали неправомерной норму, предоставляющую региональным властям полномочия вводить регулирование, предусматривающее возможность умерщвления жизнеспособных животных на 31-й день с момента отлова и размещения в пунктах временного содержания (ПВС), если в течение 30 дней пребывания там животное осталось невостребованным физическими или юридическими лицами.
Об обращении ВС Бурятии в КС РФ по вопросу объема полномочий субъектов РФ с бездомными животными ходатайствовали истцы, и с ними согласились другие участники процесса. В итоге ВС Бурятии приостановил рассмотрение и направил в КС РФ запрос в связи с обнаружившейся неопределенностью в вопросе соответствия подлежащих применению в этом деле норм Федерального закона Конституции РФ.
Как отмечено в запросе ВС Бурятии, оспариваемые законоположения предоставляют регионам неограниченные полномочия по введению мероприятий, связанных с распоряжением жизнью, размещенных в пунктах временного содержания животных без владельцев, за рамками, установленных федеральным законодательством, что вступает в противоречие с принципами гуманного обращения с животными, в том числе с запретом жестокого обращения с ними.
В ходе обсуждения этого запроса в КС РФ федеральный судья ВС Бурятии Татьяна Раднаева рассказала, что в республике обстановка с бездомными собаками очень тревожная, что они часто нападают на людей, в том числе и на детей.
Исключительная мера
Как отметил КС РФ, федеральный законодатель предусмотрел универсальные принципы обращения с животными без владельцев: отлов, карантинирование, вакцинация, учет, маркирование метками, возврат не агрессивных животных в места, где они были отловлены, передача их новым владельцам или содержание в приютах. При этом КС РФ подчеркнул, что для более эффективной защиты жизни и здоровья человека субъекты РФ получили право отступить от нормативного перечня мероприятий и предусмотреть свои меры, обусловленные географическими, климатическими, социально-экономическими и иными объективными факторами.
В частности, субъекты РФ могут устанавливать основания для размещения животных в пунктах временного содержания, не являющихся приютами.
"Умерщвление животных без владельцев — исключительная мера, оправданная, лишь когда прочие мероприятия в конкретных условиях не могут обеспечить надлежащий уровень защиты человека, его прав и свобод, общественную безопасность. Основаниями для такой меры не могут быть ни загруженность приютов, ни оптимизация бюджетных расходов. Это означало бы отступление от конституционных гуманистических начал в обращении с животными", — говорится в материалах суда.
То есть, КС РФ указал, что умерщвление бездомных животных в пунктах временного содержания может осуществляться, если конкретное животное без владельца совершило нападение на человека или проявляет немотивированную агрессивность либо является носителем возбудителя опасной болезни или болеет ею, а также в случаях необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособного животного.
Также КС РФ оговорил, что применение крайней меры в целях общественной безопасности должно иметь установленные законом субъекта РФ временные рамки, не превышающие периода, разумно необходимого для улучшения экстраординарной ситуации.
При этом КС РФ объяснил, что регионы должны устанавливать разумный срок и условия для обнаружения отловленного животного его владельцем.
Как пояснил журналистам руководитель секретариата КС РФ Евгений Тарибо, законодательно возможность содержания животных в пунктах временного содержания появилась в 2023 году, а условия содержания могли определять субъекты РФ.
"Законодательство Бурятии предусматривало возможность умерщвления бездомных собак после 30 дней их пребывания в пунктах временного содержания. Но сегодня КС решил, что такого автоматизма быть не должно. Безусловно, безопасность человека — это важная вещь, но и гуманизм — тоже конституционная ценность. То есть теперь правоприменители должны доказать необходимость такой экстраординарной и исключительной меры, как умерщвление животного", — пояснил Тарибо.