САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 сен — РАПСИ, Михаил Телехов. Рассматривая спор о компенсации за подмену детей в роддоме, Верховный суд (ВС) РФ напомнил, что требование истца о возмещении морального вреда может быть удовлетворено, только если на момент его причинения действовал законодательный акт, предусматривающий соответствующую компенсацию. Об этом говорится в изученном РАПСИ Определении ВС РФ, которым были отменены определения апелляционной и кассационной инстанций по иску Нины Подлипняк и Натальи Клыковой (дело № 48-КГ24-10-К7).

Счел халатность доказанной

Как следует из материалов дела, родившиеся в один день Подлипняк и Клыкова посчитали, что их много лет назад, еще в советские годы, подменили в роддоме и потребовали от государства компенсации морального вреда за то, что они росли и воспитывались в чужих семьях. Решения суда первой инстанции истцов не устроило, и они обратились в апелляционный суд, который, рассматривая их дело по правилам первой инстанции, счел доказанным факт халатных действий сотрудника родильного дома, которые привели к подмене детей, и взыскал с Министерства финансов РФ компенсацию морального вреда в размере миллиона рублей в пользу каждой из истцов. Кассационный суд оставил это решение в силе.

Но ВС РФ посчитал, что эти решения приняты с нарушением закона.

Во-первых, ВС РФ отметил, что возмещение вреда за счет средств казны РФ возможно лишь в случае его причинения федеральными органами государственной власти, и иных случаев не предусмотрено. А как утверждал ответчик, уже не существующее родильное отделение в то время даже не находилось в подчинении какого-либо федерального органа власти. Эти возражения апелляционным судом проверены не были.

Во-вторых, ВС РФ отметил, что исковые заявления Клыковой и Подлипняк не содержат указания на то, что ими оспаривались записи актов гражданского состояния об их происхождении от конкретных родителей. Также ВС РФ указал, что в материалах дела отсутствуют сведения об установлении факта происхождения истцов от их биологических родителей.

Длящийся вред

А в-третьих, сославшись на пункт 7 постановления Пленума ВС РФ № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", коллегия по гражданским делам разъяснила, что если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению. А на территории России такой акт был принят в 1991 году.

"Таким образом, действующий правопорядок устанавливает, что, если действия, в результате которых гражданину был причинен моральный вред, совершены до вступления в силу Гражданского кодекса РФ, нормами которого урегулированы основания и порядок возмещения морального вреда, применению подлежат нормы законодательства, действовавшего на момент причинения такого вреда", — пояснил в своем Определении ВС РФ, подчеркнув, что действующим на тот период времени законодательством компенсация морального вреда не была предусмотрена.

Также ВС РФ обратил внимание участников процесса на то, что нижестоящие суды не выяснили, возможно ли признать длящимися отношения по причинению вреда, вытекающего из предполагаемой подмены детей с учётом того, что истцы узнали об этом лишь после проведения экспертизы в 2022 году.

В итоге ВС РФ отменил решения, принятые по этому делу, и направил его на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.