САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 ноя - РАПСИ. Конституционный суд РФ подтвердил, что только действующие во время мобилизации нормы устанавливают предельный возраст пребывания мужчин на военной службе. Для имеющих звание высшего офицера − это 70 лет, для остальных военнослужащих − 65 лет. Иного предельного возраста в период СВО законодательством не установлено. Об этом говорится в Определении Конституционного суда (КС) РФ №2698-О/2024, которым было отказано в рассмотрении жалобы военнослужащего Игоря Михеевского.

Из-за мобилизации не уволили

Как следует из материалов дела, Михеевского не уволили из воинской части, где он служил, после достижения им 50 лет. Заявитель обжаловал такое бездействие командира в судах, ссылаясь на статью 49 федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", где предельный возраст службы офицера определен в 50 лет, и требовал увольнения. Но суды отказали ему, сославшись на части 1 и 2 статьи 4 федерального закона от 24 июня 2023 года №269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий режим военной службы в период мобилизации, военного положения или в военное время, и устанавливающий предельный возраст пребывания на военной службе мужчин, не имеющих воинское звание высшего офицера, − 65 лет.

Тогда он попытался обжаловать эти нормы в КС РФ, посчитав, что наличие двух разных положений, устанавливающих предельный возраст службы, нарушают принцип равенства перед законом и судом, а также "допускают применение закона с обратной силой без наличия ретроактивной оговорки законодателя и подрывают принцип доверия к закону и действиям публичной власти".

Единый предел

Но, как отметил КС РФ, действующие нормы исходят из необходимости специального регулирования отношений, связанных с исполнением воинской обязанности и прохождением военной службы по контракту в период мобилизации.

Также КС РФ добавил, что оспариваемой нормой установлен предельный возраст пребывания на военной службе в период мобилизации, в период военного положения или в военное время для граждан мужского пола, заключающих (заключивших) со дня вступления в силу данного федерального закона контракт о прохождении военной службы в Вооруженных силах РФ, и какого-либо иного предельного возраста пребывания на военной службе граждан мужского пола в период мобилизации федеральным законом не установлено.

"Таким образом, распространение правоприменителями и судами данного предельного возраста пребывания на военной службе на все категории военнослужащих мужского пола не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права, в том числе и в аспекте запрета на придание обратной силы закону, ухудшающему правовое положение", − сказано в определении КС РФ.

Поэтому оспариваемые законоположения не стали рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в его конкретном деле.