МОСКВА, 24 июн — РАПСИ. Срок исковой давности начинает течь со дня совершения наказуемого деяния, а не со дня наступления последствий от него, следует из принятого во вторник постановления Пленума ВС РФ.

«Для правильного применения положений статьи 10 УК РФ об обратной силе уголовного закона важное значение имеет точное установление времени совершения общественно опасного деяния, которым в соответствии с частью 2 статьи 9 УК РФ признается время (день) совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени (дня) наступления общественно опасных последствий», — отмечается в проекте постановления. 

При этом, если преступление не было доведено до конца по независящим обстоятельствам, временем приготовления или покушения на преступления признается день, когда виновным совершено действие или бездействие, направленные на умышленное создание условий для совершения преступления, уточняется в постановлении Пленума. 

В конце мая проект постановления был отправлен на доработку в редакционную комиссию. После доработки новый вариант документа конкретизировал виды изменений, устраняющих преступность деяния, а также детализировал случаи смягчения наказания. Также из итоговой версии постановления было убрано положение о праве уполномоченных госорганов обращаться с представлениями о приведении вынесенного по уголовному делу приговора в соответствие с новым уголовным законом.

Снятие судимости 

Также в постановлении Пленума подчеркивается, что после снятия судимости пересмотр приговора из-за обратной силы чаще всего невозможен, однако из этого правила также есть исключения.

«Вместе с тем в исключительных случаях допускается пересмотр приговора по основаниям, предусмотренным статьей 10 УК РФ, после погашения или снятия судимости, в частности когда данный приговор сохраняет значение для признания в действиях лица, совершившего новое преступление в течение срока погашения судимости, наличия рецидива преступлений и (или) определения его вида», — отмечается в постановлении Пленума. 

При этом, если новые положения закона содержат как улучшающие, так и ухудшающие изменения, обратная сила применяется только в благоприятной части. «Если новый уголовный закон в одной своей части смягчает наказание или иным образом улучшает положение лица, совершившего общественно опасное деяние, и одновременно с этим в другой части усиливает наказание или иным образом ухудшает положение лица (например, повышает верхний предел наиболее строгого вида наказания, предусмотренного санкцией нормы Особенной части УК РФ, и вместе с тем снижает нижний предел наказания или размер дополнительного наказания либо полностью исключает данный вид наказания из санкции нормы), то совершенное лицом деяние квалифицируется по уголовному закону в редакции, действовавшей на момент его совершения, но при этом подлежат применению все предусмотренные новым уголовным законом изменения, смягчающие наказание или иным образом улучшающие положение указанного лица», — указано в постановлении Пленума. 

Также ВС напоминает, что право на реабилитацию не распространяется на лиц, в отношении которых меры процессуального принуждения или обвинительный приговор отменены или изменены ввиду принятия закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния.