В сети Интернет сейчас активно собираются подписи в поддержку независимого общественного объединения «Адвокатская инициатива — 2018». По мнению её авторов, действующие правовые механизмы избрания и ротации руководящих органов Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ и адвокатских палат субъектов РФ «не обеспечивают должную степень демократичности выборных процедур».

Авторы инициативы указывают, что «эта проблема представляется центральной, поскольку все остальные стоящие перед адвокатурой задачи не могут быть решены вне активного участия ее рядовых членов». Поэтому, по их мнению, следует бороться за изменения ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», которые способствовали бы подлинному участию адвокатов в избрании руководящих органов ФПА РФ и адвокатских палат субъектов РФ, а также формированию их политики.

Известный адвокат Даниил Берман рассказал РАПСИ, почему считает происходящее «лживой манипуляцией», о том, кто говорит одно, а делает другое, и какая цель должна стоять сегодня перед адвокатским сообществом.

Лицемерие и защита

«По отстрелянной пуле опытный эксперт может определить тип оружия, из которого она была выпущена. И точно так же по характеру информационного «вброса» можно определить «руку автора», а главное — предположить о целях подобного движения. Насколько я могу предположить, главное, о чём идёт речь — это некие претензии к порядку избрания и ротации президентов адвокатских палат», — отметил Берман. Эта проблема действительно существует, но «она чрезмерно раздута и подаётся некоторыми персонажами чуть ли не как главная проблема адвокатуры, что на самом деле — лживая и гнусная манипуляция».

По его словам, главы почти 40 адвокатских палат по истечении двух сроков оставили свои президентские посты и больше их не занимают. Однако часть президентов палат, действительно, после того как истекли их президентские полномочия, заняли их вновь. Именно подобное положение вещей и подвергается самой частой критике.

В то же время один из подписантов упоминаемого обращения, уважаемый всеми адвокат Дмитрий Талантов, находится на посту президента адвокатской палаты Республики Удмуртия в четвертый раз. «А для того, чтобы формально «попасть» в требования закона об адвокатуре (президент палаты не вправе занимать этот пост более двух раз подряд), несколько дней должность главы АП Республики Удмуртия между президентом Талантовым и президентом Талантовым занимала уважаемая всеми адвокат Людмила Лямина. Что примечательно, адвокат Лямин также подписала данную петицию», — отметил адвокат.

Президент палаты адвокатов Республики Алтай Александр Ганжа также занимает этот пост в четвертый раз. «Правда, кто именно занимал пост президента АП Республики Алтай между президентом Ганжой и президентом Ганжой — мне точно неизвестно. Но это не так важно, поскольку он или она занимали этот пост, предположительно, всего несколько минут. И уважаемый адвокат Александр Ганжа также поставил свою подпись под этим обращением», — заметил Берман.

Эти уважаемые главы адвокатских палат перед подписанием некоего письменного «возмущения», по мнению Бермана, были просто обязаны показать пример всем остальным президентам палат и оставить свои посты. «Но они предпочли посты не покидать, что мне представляется чудовищным лицемерием, поскольку они требуют законодательно убрать возможность занимать пост президента более двух сроков подряд, так как, по их мнению, это не отвечает принципам демократичности, но сами с удовольствием пользуются этим положением закона. Могу предположить, что их это особо не смущает. Более лицемерной реализации принципа «пчёлы против мёда» я никогда не встречал», — заявил адвокат. Образно, как отметил Берман, это напоминает «некую группу граждан, которые курят возле детского сада и сами тут же на месте подобному возмущаются». «Вы считаете, что рядом с детьми курить недопустимо?! В первую очередь — прекратите курить сами!» — заметил он.

При этом адвокат обратил внимание на то, что высшим органом адвокатской палаты является Конференция (собрание) адвокатов, а высшим органом ФПА РФ — Всероссийский съезд адвокатов. «То есть, во всех случаях все основные решения без исключения принимаются коллегиальным способом. Фигура президента адвокатской палаты фактически не обладает никакими особыми полномочиями, кроме представительства палаты во всех случаях, когда это необходимо», — пояснил Берман.

Нельзя допустить раскол

В России сейчас просто нет ни одного другого органа с более демократической структурой высших инстанций, как в российской адвокатуре. То есть, принятие решений по всем ключевым вопросам возможно только после коллегиального обсуждения и соответствующего голосования.

Берман считает, что современная российская адвокатура стоит на пороге фантастических изменений и в своей структуре, и в переосмыслении своего предназначения. К сегодняшнему дню адвокаты стали чаще назначаться судьями, адвокатов назначают в разнообразные экспертные советы, они поступают на службу в федеральные министерства. Также адвокатов всё чаще включают в законотворческий процесс, они постоянно оттачивают своё искусство в судах во время схваток с обвинением, сражаются за права граждан и в защиту бизнеса.

И Бермана не удивляет, что «сейчас адвокатов пытаются перессорить между собой, разобщить и убедить представителей государства, что в адвокатуре якобы отсутствуют демократические механизмы при избрании президентов адвокатских палат, после чего совершить её приватизацию и распродать по кускам, как это принято у рейдеров во всем мире».

Адвокатскому сообществу в настоящее время нужно бороться за одну единственную цель — устранение любых незаконных препятствий на пути исполнения своей адвокатской присяги, а «попытки дворцовых переворотов» с целью личной наживы приведут только к катастрофе и уничтожению независимой адвокатуры, как это уже было в нашей стране в начале XX века, считает адвокат.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.