Министерство экономического развития РФ и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) продолжают спор, как реформировать систему государственного заказа. Подходы у этих структур к данной проблеме различны. На первый взгляд получается, что дискутируют инициаторы двух подходов – хорошего и лучшего.
Замминистра экономического развития Алексей Лихачев в очередном выпуске авторской программы Виталия Ушканова "Право знать" рассказал, в чем принципиальное различие предложений его министерства и ФАС РФ. Ведь оба ведомства декларируют, что хотят побороть коррупцию в госзакупках.
"Уважаемые коллеги из ФАС считают, что действующая система в принципе справляется с объемом возложенной на нее ответственности.
По их мнению, нужно совершить лишь несколько шагов по подстройке знаменитого 94-го федерального закона, чтобы система стала идеальной. У нас – противоположная точка зрения", - отметил Лихачев. По его словам, число неконкурентных процедур в системе госзакупок в последнее время только нарастает, а российская коррупция давно научилась приспосабливаться к нормам даже самых жестких отечественных законов. "Сколько бы мы не рихтовали закон №94, все равно будем иметь дело с хроническими болячками", - отметил замминистра.
"Если мы говорим о безобразиях – коррупционерах, распиле бюджетных средств, фирмах-однодневках, которые пытаются урвать нечто в мутной воде – надо отдавать себе отчет, что на неправедной стороне есть очень умные, очень образованные методически и технически люди. У них много времени, чтобы посидеть, подумать и "обвязать" конкретную закупку паутиной тонкостей и нюансов, известных только им", - подчеркнул Лихачев. Парадокс действующего закона о госзакупках, по мнению замминистра, заключается в том, что в подобных ситуациях невозможно предъявить конкретные претензии непосредственно заказчику: "Во-первых, нет персональной ответственности в этой схеме. Во-вторых, жесткая процедура стала своеобразной индульгенцией. Я на сайт объявление вывесил? Вывесил. На все жалобы ответил? Ответил. Я документы на электронный аукцион передал? Передал. Там торги состоялись? Так я обязан заключить договор с победителем данного электронного аукциона. Ведь все правила выполнены!"
По словам Лихачева, принципиально новый подход заложен в предлагаемом Минэкономразвития РФ проекте закона "О федеральной контрактной системе". Базовый постулат документа – персональная ответственность соответствующих структур внутри заказчика и должностных лиц за все этапы проведения каждой госзакупки. "Мы представляем себе закон как своеобразный закупочный кодекс, но ряд поправок в процессуальные кодексы, прописывающие новые составы административных правонарушений и преступлений, тоже готовятся", - резюмировал замминистра экономического развития.