29 июня президент России подписал Бюджетное послание на 2012-2014 годы. Один из пунктов Послания посвящен совершенствованию системы госзакупок и, в частности, повышению их прозрачности - особенно в той части, когда заказчиками являются горскорпорации, естественные монополии, организации ЖКХ. В то же время, на рассмотрении Госдумы уже находится соответствующий законопроект, шансы на принятие которого сейчас очевидно возрастают.
Речь идет о проекте федерального закона № 520154-5 "О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса". Авторами являются депутаты Госдумы Мартин Шаккум, Валерий Драганов и Валерий Панов.
Внесение проекта (и его возможное принятие парламентом) находится в русле государственной политики по реформированию системы госзакупок, которая давно вызывает справедливые нарекания бизнеса. Так, параллельно с рассматриваемым проектом нижняя палата обсуждает ряд других поправок в законодательство о госзакупках. Например, законопроекты № 425868-5 о привлечении студенческих отрядов и № 507435-5 о требованиях к работникам участника.
Однако, как нередко бывает в отечественной практике законотворчества, уже на стадии формирования проекта в его тексте можно усмотреть риски, угрожающие его будущему применению.
Идея
Декларируемая разработчиками цель принятия документа — повышение прозрачности и информационной открытости в такой традиционно коррупциогенной сфере, как государственные закупки. Причем проект направлен на регулирование самой выгодной и потому наиболее "темной" области — закупок, осуществляемых госкорпорациями, монополистами и коммунальщиками.
Основным механизмом обеспечения прозрачности в проекте выступает фиксация всех правил закупок заказчика в Положении о закупках, а не в разрозненных документах, а также требование о публикации такого Положения о закупках в открытом доступе на официальном сайте по госзакупкам. Также устанавливается запрет на предъявление к участникам закупок, к предмету закупок и условиям договоров требований, не указанных на официальном сайте (соответственно, нельзя и оценивать (не-)соответствие таким требованиям).
Что регулируем
Под действие проекта попадают все бесчисленные ГУПы, МУПы, учреждения и общества, занимающиеся электроснабжением, газоснабжением, теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением, очисткой сточных вод, утилизацией (захоронением) твердых бытовых отходов. Также устанавливаемый проектом порядок рассчитан и на любые учреждения и общества, в уставном капитале которых доля участия государства и муниципальных образований превышает 50 процентов.
Более того, к подпадающим под действие нового порядка субъектам отнесены и дочерние структуры организаций, указанных выше (также с долей участия более 50-ти процентов), и дочерние организации самих этих дочерних организаций (при том же критерии участия в уставном капитале — более 50 процентов). Это позволит исключить такой вариант обхода закона, когда создаются юридические лица, фактически зависимые от основного субъекта, и "руками" которых фактически все те же субъекты занимаются своей деятельностью, формально не попадая в орбиту действия неугодных им порядков.
Возможные проблемы
К сожалению, в условиях современной России сотрудничество частного бизнеса с государством по-прежнему непредсказуемо и опасно. В таком взаимодействии слишком много рисков, и питательной средой для них, действительно, является информационная закрытость этой сферы. В связи с этим, теоретически в будущем можно ожидать реальный положительный эффект от принятия данного проекта. Но для того, чтобы такой эффект появился, представляется необходимым очень внимательно взглянуть на некоторые положения документа, которые в своем нынешнем виде могут поставить под удар исполнение всего будущего закона.
Так, определенные вопросы вызывают положения пунктов 10 и 11 статьи 4 проекта. Согласно ним, заказчики вправе не размещать на официальном сайте и своих сайтах сведения о закупках, стоимость которых не превышает 500 тысяч рублей. Очевидно, что это создает возможность разбивать на партии те заказы, которые подлежат дроблению, и тем самым избегать необходимости публичной огласки.
Кроме того, Правительство РФ имеет право отдельными решениями при необходимости определять конкретные закупки, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в интернете. Предположить, как будут вырабатываться такие решения, несложно. Чиновниками профильных ведомств наверняка очень быстро будут представлены весьма убедительные доводы, что следует сохранить в тайне нюансы и детали того или иного заказа. Тем самым, и здесь существует риск свести на нет весь смысл закона, насытив его бесчисленными исключениями.
Беспокоит и тот факт, что проект содержит значительное число отсылок к разнообразным нормативным актам, которые должны быть приняты только в будущем. Смущает не только то обстоятельство, что на данный момент содержание этих документов неизвестно и сроки их разработки ничем не ограничены, но и то, что разрабатываться они будут опять ведомственно. То есть степень пресловутой информационной прозрачности будет не столь высока, как в случае включения тех же норм в текст самого закона. Иллюстрацией к этому может служить, например, пункт 3 статьи 1 проекта, в соответствии с которым порядок определения совокупной доли участия государства и муниципального образования в уставном капитале организаций, подпадающих под действие закона, утверждается органом власти, уполномоченным Правительством РФ. Сейчас неизвестно, что это будет за орган и какой он установит порядок определения доли. А ведь именно от этого будет зависеть круг тех организаций, которым предстоит работать согласно новому закону.
Прогноз
Проект может оказаться действительно полезным инструментом в борьбе против тех злоупотреблений, которые разъедают сегодня всю систему госзакупок. Однако это достижимо только при условии, что законопроект не станет жертвой типичных бюрократических приемов – разнообразных исключений, отсылок к ведомственным нормативным актам, неясностей в определениях и т.д. В противном случае принятие еще одного акта только лишь увеличит ставший, увы, привычным хаос в сфере госзакупок.
Сергей Хаванский