МОСКВА, 27 апр - РАПСИ. Совет Федерации одобрил в субботу закон, вводящий новую категорию водительских прав "М" для водителей мопедов (скутеров) и легких квадроциклов, обязывающий их владельцев регистрировать свои ТС, а также разрешающий начинающим автомобилистам сдавать экзамен на вождение для получения соответствующей категории прав на автомобиле с автоматической коробкой передач. Раньше это можно было сделать только на автомобиле с "механикой". Соответствующие поправки внесены в закон "О безопасности дорожного движения" и в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ.
Мопеды и скутеры теперь только с правами
Сдавать экзамены для получения водительского удостоверения на право управления мопедом или квадроциклом можно будет с 16 лет. При этом получение прав любой другой категории даст возможность управлять и этой категорией транспортных средств. Сейчас разрешено управлять мопедами без соответствующих прав.
Как отмечают эксперты, широкое распространение в России в последнее время получили мопеды и скутеры, доля которых возрастает на дорогах страны и как следствие растет аварийность с их участием. Вместе с тем, они не подлежат государственной регистрации и для управления ими не требуется получение водительских прав. В настоящее время свыше пятой части - более 22 % - ДТП совершается с участием водителей мопедов в возрасте до 18 лет, не знающими ПДД.
С целью прекращения данной практики закон выделяет транспортные средства с рабочим объемом двигателя не более 50 кубических сантиметров и максимальной скоростью не более 50 километров в час в категорию "М" (мопеды), для управления которой необходима проверка знаний ПДД, что должно подтверждаться водительским удостоверением категории "М", либо водительским удостоверением иной категории. Согласно закону, сдавать экзамены для получения водительского удостоверения на право управления мопедом или квадроциклом можно будет с 16 лет.
Также число категорий водительских прав увеличивается законом в два раза - с существующих пяти до десяти, а также вводится шесть подкатегорий транспортных средств. В частности, вводятся отдельные категории "Tm" (трамваи) и "Tb" (троллейбусы) и устанавливает возрастные ограничения на получение права управления ими, а также пассажирскими автобусами - только с 21 года. Законодатели оговаривают, что все водительские удостоверения, выданные до вступления в силу закона, будут признаваться действительными до окончания указанного в них срока, а наличие открытой категории в правах даст право управления транспортными средствами всех ее подкатегорий.
По замыслу авторов закона, введение в России подкатегорий транспортных средств позволит дифференцировать условия получения прав в зависимости от потенциальной опасности конкретных типов автомобилей и мотоциклов, обусловленной их техническими и эксплуатационными характеристиками. К примеру, желающим получить право на управление малотоннажными грузовиками и микроавтобусами не придется осваивать в полном объеме программы подготовки большегрузных автомобилей и городских пассажирских автобусов.
Права с "автоматом"
Другое нововведение одобренного закона дает начинающим автомобилистам право сдавать квалификационные экзамены на вождение на автомобиле как с механической, так и с автоматической трансмиссией (АТ). При этом лицам, сдавшим экзамены на ТС с АТ, будет предоставлено право на управление ТС только с АТ (это будет специально отмечено в правах).
Ранее все сдававшие на водительские права должны были освоить вождение только с механической коробкой передач. Выбравшие на экзамене "механику" смогут управлять автомобилем и с механической, и с автоматической трансмиссией.
По российским дорогам только с российскими правами
Кроме того, закон запрещает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям принимать на работу водителей, не имеющих российских водительских удостоверений или временного разрешения на право управления транспортными средствами соответствующих категорий. Нарушителям грозит штраф в 50 тысяч рублей. Юрлицам и индивидуальным предпринимателям также запрещается в какой бы то ни было форме принуждать водителей к нарушению правил дорожного движения или поощрять их за это.
В случае подписания президентом РФ, закон вступит в силу через 180 дней после официального опубликования.