МОСКВА, 7 июн – РАПСИ. Федеральная палата адвокатов (ФПА) РФ поддержала проекты федеральных законов, направленных на формирование условий для создания благоприятного делового климата в стране, сокращение рисков ведения предпринимательской деятельности, исключение возможностей для оказания давления на бизнес с помощью механизмов уголовного преследования.
В палате адвокатов были рассмотрены проекты Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" и связанного с ним проекта ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых, и обвиняемых в совершении преступлений", и статью 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которые внесены в Госдуму Президентом РФ. Свои замечания и пожелания по этим документам ФПА направила главе Госдумы Сергею Нарышкину.
Указанными законопроектами предлагается расширить сферу действия статьи 76 "Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности" УК РФ, снизить размер денежного возмещения, подлежащего перечислению в федеральный бюджет в соответствии с частью второй названной статьи и являющегося основанием для освобождения от уголовной ответственности.
Также предлагается увеличить размер ущерба, являющегося основанием для возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере экономики, а также размер ущерба, являющегося основанием для отнесения преступлений в указанной сфере к преступлениям, совершенным в крупном или особо крупном размере. Кроме того, предложено увеличить пороговую сумму неуплаченного налога (сбора) для целей возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях и разрешить допуск нотариуса к обвиняемому, заключенному под стражу или находящемуся под домашним арестом.
Проектом ФЗ также предусматриваются изменения, направленные на реализацию постановления Конституционного суда РФ от 11 декабря 2014 года, которым выявлены отдельные неконституционные аспекты регулирования уголовной ответственности за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности.
ФПА считает, что проект ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" может быть поддержан в части гуманизации действующего уголовного законодательства.
В Постановлении Конституционного суда РФ от 11 декабря 2014 года подчеркивается, что федеральный законодатель, внося изменения в регулирование мер уголовно-правовой защиты права собственности, должен исходить из требования адекватности порождаемых ими последствий тому вреду, который причинен в результате правонарушения.
Положения законопроекта, направленные на расширение сферы действия статьи 76 УК РФ, увеличение соответствующих размеров ущерба, увеличение пороговой суммы неуплаченного налога (сбора) являются оправданными с точки зрения достижения указанной социально значимой цели, полностью соответствуют конституционным принципам равенства и справедливости, обеспечивают баланс конституционно значимых целей и ценностей.
Федеральная палата заметила, что законопроектом предусмотрено установление сроков для признания предметов и документов, изъятых в ходе следственных действий, вещественными доказательствами по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики. Это положение является важной новацией, поскольку статья 81 УПК РФ не устанавливает каких-либо сроков для вынесения постановления о признании изъятых предметов и документов вещественными доказательствами.
На практике, по мнению ФПА, это создает ситуации, влекущие нарушения прав владельцев предметов и документов, изъятых в ходе досудебного производства по уголовному делу. Отсутствие постановления о признании изъятых предметов и документов вещественными доказательствами создает ситуацию невозможности их возвращения владельцем на протяжении длительного времени, а обжалование подобного бездействия дознавателя (следователя) лишено эффективности, поскольку выбор момента вынесения подобного постановления УПК РФ оставляет на усмотрение лица, ведущего производство по уголовному делу, отметила адвокатская палата.
Законопроект предлагает введение 10-дневного срока для вынесения подобного постановления, а также возможность продления этого срока на 30 суток по мотивированному постановлению руководителя следственного органа или начальником органа дознания. Положительно оценивая предлагаемое нововведение, нельзя не отметить определенные пробелы, содержащиеся в законопроекте, которые снижают эффективность этой новации.
Во-первых, предложенный механизм вынесения постановления о признании изъятых предметов и документов вещественными доказательствами не содержит весомых гарантий от вынесения подобных постановлений, с нарушением установленных сроков, "задним" числом, для "сохранения" допустимости указанных доказательств. ФПА предлагает дополнить положение проекта следующим абзацем: "Копия постановления о признании вещественными доказательствами предметов и документов, изъятых в ходе досудебного производства по уголовному делу, вручается их законному владельцу в срок не позднее 3 суток со дня его вынесения".
Во-вторых, в УПК РФ отсутствуют какие-либо специальные сроки вынесения следователем (дознавателем) постановления о производстве судебной экспертизы. Очевидно, что без законодательного установления таких сроков, указанная норма превращается в фикцию и не гарантирует скорейшего разрешения вопроса о признании изъятых предметов и документов вещественными доказательствами, считает адвокатская палата.