САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2 окт - РАПСИ, Михаил Телехов. Принятие новых субъектов в Российскую Федерацию является прежде всего основанием для реализации необходимых мер по прекращению антиправовых действий внешних сил, причиняющих смерть, увечья и ранения гражданам на указанных территориях и в соседних с ними российских территориях, и для налаживания мирной жизни. Так Конституционный суд (КС) РФ объясняет позицию гражданам Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), Запорожской и Херсонской областей выразившуюся на референдумах.
"В экстраординарной ситуации, созданной политикой властей Украины при поддержке коллективного Запада, такое решение является, по существу, необходимым и единственно доступным правовым средством достижения указанных конституционно предопределенных целей, даже если вынужденно будет сопровождаться задействованием сил и средств другого рода", - говорится в решениях КС РФ, которыми которых договоры об образовании новых субъектов РФ были признаны конституционными.
Дискриминация русских
В своих постановлениях КС РФ рассказывает о событиях, предшествующих волеизъявлению граждан ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
"Вследствие произвольных решений советских органов власти, территория Украинской ССР была в значительной степени сформирована из земель с преобладающим русским населением, без волеизъявления самих граждан. Если в едином государстве, каковым по сути был СССР, это само по себе практически не влекло нарушения прав граждан, проживающих на соответствующих территориях, то в связи с распадом Союза их фактическое и правовое положение стало изменяться к худшему", - разъясняет КС РФ.
В постановлениях подчеркивается, что ситуация особенно усугубилась после вооруженного антиконституционного переворота в Киеве в 2014 году, когда власти Украины продолжили проводить целенаправленную политику, препятствующую тем гражданам, которые идентифицируют себя как принадлежащих к русскому народу, сохранять свою национальную, языковую, религиозную и культурную идентичности.
В указанных обстоятельствах, отмечает КС РФ, население соответствующих территорий получило правомерное основание следовать принципу равноправия и самоопределения народов (пункт 2 статьи 1 Устава ООН) и реализовать право на самоопределение (пункт 1 статьи 1 Международного пакта о гражданских и политических правах).
Таким образом в 2014 году в состав РФ в качестве ее субъектов вошли Крым и Севастополь.
Упреждающая операция
"Население Донбасса на референдумах приняло решение о независимости Донецкой и Луганской Народных Республик, а затем оказало вооруженное сопротивление украинским силам, правящему киевскому режиму. Республики в ходе возникшего конфликта подвергались постоянным артиллерийским обстрелам, в том числе по гражданским объектам; погибли тысячи мирных граждан, среди которых много детей. В целом ряде регионов Украины состоялись акции протеста против антиконституционного переворота, которые были жестоко подавлены, что сопровождалось человеческими жертвами", - передает КС РФ последовательность событий, отмечая, что попытки мирного урегулирования фактически были сорваны киевским режимом, в результате чего сохранялась и нарастала угроза для жизни и здоровья людей, для прав и свобод значительной части населения.
Также в постановлениях КС РФ говорится, что военная политика Украины, концентрированно выраженная в ее Военной стратегии, принятой в 2021 году, проявилась в подготовке к очередному наступлению на Донецкую и Луганскую Народные Республики с использованием полученных от ряда стран вооружений и военных советников, а подготовленное киевским режимом вооруженное вторжение на территории, контролируемые органами власти Донецкой и Луганской Народных Республик, с неизбежностью повлекло бы массовые жертвы среди мирного населения, а также расправы над защитниками их независимости.
"В сложившихся обстоятельствах Российская Федерация 24 февраля 2022 года – после официальной просьбы о помощи со стороны Донецкой и Луганской Народных Республик и на основании заключенных с ними и ратифицированных Федеральным Собранием договоров о дружбе и взаимной помощи – была вынуждена начать упреждающую специальную военную операцию, которая с учетом неотвратимости угрозы фактически представляет собой также реализацию Россией ее неотъемлемого права на самооборону (статья 51 Устава ООН). В ходе этой операции освобождены значительные территории, население которых в силу вышесказанного настроено на реализацию права на самоопределение вне Украины", - сказано в постановлениях КС РФ.
При этом, отмечает КС РФ, власти Украины, в том числе с использованием поставляемого им современного зарубежного вооружения, интенсифицировали обстрелы Донецкой и Луганской Народных Республик, а также освобожденных территорий Запорожской и Херсонской областей, нередко выбирая целью гражданские объекты.
"Это приводит к новым жертвам среди мирного населения, а поскольку таким атакам подвергаются потенциально опасные объекты – создаются риски техногенных катастроф, имеющих трансграничный характер и приводящих к причинению реально невосполнимого и неисчисляемого вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде. Кроме того, имеют место регулярные и явно целенаправленные обстрелы украинскими силами территории Российской Федерации, также приводящие к жертвам. Киевский режим не оставляет намерений насильственным путем вернуть все территории, освободившиеся от его власти, и его действия и публичные заявления с очевидностью свидетельствуют, что гражданам, выступающим за независимость территорий от украинских властей, угрожают расправы и репрессии", - провозглашает КС РФ, подчеркивая, что именно эти обстоятельства Народный Совет Донецкой Народной Республики и Народный Совет Луганской Народной Республики, военно-гражданские администрации Запорожской и Херсонской областей приняли решение о проведении референдумов.
Для мирной жизни
Проверяя конституционность международных договоров с ДНР и ЛНР, Херсонской и Запорожской областями, КС РФ исходил из того, что принятие в соответствии с ними в Российскую Федерацию новых субъектов было насущной необходимостью.
"Это является прежде всего основанием для реализации необходимых мер по прекращению антиправовых действий внешних сил, причиняющих смерть, увечья и ранения гражданам на указанных территориях и в соседних с ними субъектах Российской Федерации, и для налаживания мирной жизни", - провозглашает КС РФ.
Новые субъекты будут интегрированы в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы России до 1 января 2026 года.