САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 сен — РАПСИ. Видеосъемка нотариальных сделок по отчуждению или обременению недвижимости граждан старше 60 лет отпугнет большинство злоумышленников, однако необходима единая государственная система хранения этих видеозаписей, считают опрошенные РАПСИ адвокаты.
Ранее сообщалось, что в четверг в Госдуму внесен законопроект, в котором предлагается закрепить обязательность видеофиксации нотариальных действий с недвижимостью с участием лиц, достигших шестидесятилетнего возраста.
Защита пожилых граждан
Адвокат Александр Бурчук рассказал РАПСИ, что за время работы следователем раскрыл и направил в суд 144 преступления, связанных с хищением недвижимости у пожилых лиц.
«Абсолютно поддерживаю введение у нотариусов системы видеорегистрации сделок с недвижимостью с участием пожилых граждан. Думаю, что это не потребует каких-то огромных вложений и не сделает услуги нотариуса дороже», — сказал Бурчук.
По его словам, предлагаемое нововведение поможет защитить тех пожилых людей, которые не могут адекватно представлять свои права. Собеседник РАПСИ напомнил, что по закону человек становится недееспособным, только когда это будет признано в установленном законом порядке, а до этого все сделки будут считаться как проведенные дееспособным лицом. Видеозапись как минимум отпугнет уже большую часть злоумышленников, считает собеседник агентства.
Единое хранилище видео
Предлагаемое нововведение поддержала вице-президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Елена Авакян, отметив, что многие нотариусы довольно давно снимают видео в добровольном порядке и это действительно дает определенную гарантию безопасности сделок.
«Очень важный вопрос, сколько времени будет храниться запись, потому что сделку с недвижимостью по недееспособности лица, заключившего эту сделку, можно оспаривать почти сколь угодно долго. В принципе, можно говорить, что лет десять сделка может быть оспорена. С таким иском могут прийти наследники этого человека, прокуратура. Риски могут быть очень длительные», — сказала Авакян.
По ее словам, можно предположить, что запись должна храниться, например, 15 лет, но возникает второй вопрос: где должны храниться эти записи, и кто будет платить за их хранение. Видеозапись нотариальной сделки, отметила Авакян, может длиться порядка полутора часов, а такие сделки происходят довольно часто, это довольно большой объем, и он должен где-то храниться. Кроме того, технологии развиваются очень быстро, и через 15 лет форматы видео могут сильно измениться.
«Хорошо, если бы этот вопрос был в законе урегулирован и было четко прописано, что такие записи, например, хранятся в единой системе нотариата. Причем в течение срока, существенно большего, чем максимальный срок оспаривания, например, 12 лет. Сегодня нотариусы хранят эти записи у себя. Но никто не хранит их десятки лет. А если делать это, то на государственном уровне», — добавила собеседница агентства.