Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ
После майских праздников депутаты Госдумы планируют принять в первом чтении президентские поправки к Кодексу РФ об административных правонарушениях (КоАП), исключающие право водителя управлять транспортным средством при наличии в его организме небольшой дозы алкоголя. Не исключено, что уже в этом году всем, кто садится за руль, придется вспомнить правила игры, царившие на дорогах до 1 июля 2008 года. Однако откат назад произойдет не сразу. Помимо воли главы государства и парламентариев, для очередного "закручивания гаек" необходима расторопность Минздрава.
24 декабря прошлого года в интервью трем центральным телеканалам страны президент Дмитрий Медведев объявил о новом "крестовом походе", направленном на дальнейшее наведение порядка на отечественных автодорогах. Глава государства считает, что управлять транспортными средствами должны исключительно трезвые во всех отношениях люди.
27 марта в Госдуму был внесен соответствующий президентский законопроект. Документом предложено исключить из статьи 27.12 КоАП примечание, допускавшее содержание в организме водителя абсолютного этилового спирта в концентрации до 0,3 грамма на один литр крови или до 0,15 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. Этим же законопроектом решено внести изменение в статью 19 федерального закона "О безопасности дорожного движения", прописав в ней полный запрет на эксплуатацию транспортных средств лицам в состоянии алкогольного, наркотического "или иного токсического опьянения". В том, что предложенные поправки будут одобрены чуть ли не единогласно, нет сомнений.
В плену иллюзий
Появление в 2007 году "пьяного" примечания к статье 27.12 КоАП породило множество спекуляций. На самом деле отечественные законодатели всего лишь следовали нормам международного права, обязательства соблюдать которые Россия как правопреемник СССР взяла на себя очень давно.
Еще в 1974 году Советский Союз ратифицировал Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года. Пункт 6 статьи 8 этого документа гласит: в национальном законодательстве должен быть предусмотрен определенный уровень содержания алкоголя в крови (а в соответствующих случаях – в выдыхаемом воздухе) водителя, превышение которого несовместимо с управлением транспортным средством. При этом максимально допустимые показатели не должны превышать 0,8 грамм чистого алкоголя на один литр крови или 0,4 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
По мнению юристов и врачей, такие показатели обоснованы не только существующими в ряде стран мира традициями, но и тем, что организм некоторых людей вырабатывает так называемый эндогенный алкоголь. Проще говоря, некоторым гражданам даже не надо употреблять спиртное – они и так формально могут быть признаны "пьяными".
Однако на медицинские показатели в момент принятия отменяемого сегодня примечания к статье 27.12 КоАП внимания практически никто не обратил. Противники законодательных послаблений сетовали на то, что в России в принципе отсутствует культура пития. "В нашей стране разрешать какие-то минимальные дозы употребления алкоголя за рулем не совсем правильно. Мы пошли на поводу у Европы, введя эти нормы, но, я думаю, что лучше вообще не пить за рулем", - полагает главный нарколог РФ, директор Московского научно-практического центра наркологии Евгений Брюн.
Сторонники либерализации административного законодательства утверждают, в свою очередь, что практически во всей Европе управлять автомобилем можно при наличии в крови до 0,5 промилле алкоголя в крови (такой показатель в среднем достигается, если выпить 1-2 пол-литровых бокала светлого пива). В США и Австралии предельно допустимая концентрация (ПДК) алкоголя в организме выше – 0,8 промилле. А вот в Швеции и Норвегии в крови водителей вообще не должно содержаться никакого алкоголя.
Трезвомыслящие сторонники нововведений тщетно пытались объяснить окружающим, что появление в наших законах указаний о ПДК вовсе не означает, что за руль надо садиться после бутылки-двух пива или ста грамм водки, выпитых, что называется, на десерт. "Гражданам следовало давно расстаться с иллюзией, навязанной многими средствами массовой информации, с которой, похоже, согласен и президент, что с 1 июля 2008 года якобы было разрешено управлять автомобилем в состоянии опьянения", - говорит адвокат Сергей Радько.
Действительно, никакого прямого разрешения водителям управлять транспортными средствами "под мухой" никто никогда не давал. Напротив, пункт 2.7 Правил дорожного движения всегда это запрещал. Запрещает и сегодня.
На самом деле наличие в КоАП (и в связанных с кодексом подзаконных актах) нормы о ПДК алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе отчасти защищало значительную часть водителей от произвола инспекторов ГИБДД. Речь идет о тех, кто время от времени вынужден принимать различные лекарства по рекомендации врачей. Часть таких препаратов продается в аптеках без рецепта и содержит спирт - вспомнить хотя бы валокордин в каплях.
Наконец, значительная часть медиков утверждает, что печень практически любого человека в незначительных количествах вырабатывает эндогенный алкоголь. Поэтому даже если водитель и не думал выпивать перед тем, как сесть за руль, не исключено, что хороший алкотестер покажет наличие очень незначительного количества алкоголя в выдыхаемом водителем воздухе. Судебная практика свидетельствует, что до вступления в силу летом 2008 года поправок в КоАП такие люди порой лишались права управлять транспортными средствами чуть ли не автоматически.
Лукавые цифры
Между тем мысль о том, что подавляющее число российских водителей, в обычной жизни не являющихся истовыми трезвенниками, не знает меры, не выдерживает никакой критики. Более того, реальных предпосылок "закрутить гайки" у властей в этом плане в последнее время было очень немного. Если они вообще были.
Обратимся к официальной статистике Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ. В 2007 году, еще до вступления в силу "пьяного" примечания к КоАП, по вине нетрезвых водителей на российских дорогах было совершено 15593 ДТП, в которых погибли 2555 человек. В следующем, 2008-м, число ДТП этой категории сократилось на 12,7% (13611 случаев), численность погибших – на 6,7% (до 2383 человек).
Статистика ДОБДД за минувший год (поправка о ПДК, напомню, действовала все 365 дней) также свидетельствует о сокращении "пьяных" аварий. В сравнении с предыдущим годом – еще на 9,4% (12326 ДТП, в которых погибли 2217 человек). Всего же, по официальным данным, на выпивших водителей сейчас приходится не более одной десятой части всех российских аварий. Главными же причинами дорожно-транспортных происшествий являются несоблюдение скоростного режима и выезд на полосу встречного движения.
При этом в последнее время официальные лица Госавтоинспекции связывали снижение показателей "пьяной" аварийности с проведением в ноябре 2009-го по январь 2010-го специальной агиткампании, в рамках которой рассказывалось о последствиях вождения в нетрезвом виде.
На самом деле статистический "ларчик" открывается проще. Санкция по статье 12.8 КоАП за вождение в нетрезвом виде – от полутора до двух лет лишения прав. Повторное совершение данного административного правонарушения, по части 4 этой же статьи кодекса, наказывается отлучением от руля уже на три года. Штраф в качестве альтернативного наказания за данное правонарушение был отменен еще несколько лет назад. Учитывая "плановое" хозяйство, царящее в российской автоинспекции, можно предположить, что в последние годы наиболее отчаянные любители выпить за рулем передвигались пешком или на общественном транспорте. Кроме того, большинство потенциальных нарушителей отпугивает сумма взятки нечистому на руку инспектору – от 50 тысяч рублей при поимке с поличным.
Можно предположить, что окончательная отмена ПДК алкоголя в будущем приведет к дальнейшему улучшению статистических показателей. Ведь сотрудники ГИБДД получат возможность привлекать к ответственности тех, кто раньше от нее уходил на вполне законных основаниях и по вполне объективным причинам. В том числе, как водится, и заведомо невиновных.
Существенная недоработка
Однако "откат назад" произойдет не сразу. Помешает нестыковка в действующих нормативных актах.
Начнем с того, что законодатели с подачи президента собираются отменить примечание к статье 27.12 КоАП, оставив в ней часть 6. А именно там прописано, что медицинское освидетельствование производится в порядке, установленном правительством.
Для врача-нарколога (именно его акт лежит в основе любого официального обвинения в пьянстве за рулем) главный документ – вовсе не КоАП, а приказ Минздрава РФ №308 от 14 июля 2003 года, на который, собственно, и ссылается кабинет министров. Именно в 308-м приказе содержится подробная инструкция, как следует проводить медицинское освидетельствование водителей на состояние алкогольного опьянения. "Сейчас пункт 16 этого документа предусматривает, что заключение о состоянии опьянения в результате употребления алкоголя выносится при наличии клинических признаков опьянения и положительных результатов определения алкоголя – наличии абсолютного этилового спирта в количестве 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха", - напоминает Сергей Радько. Таким образом, если алкотестер нарколога показал меньше, выносить вердикт "пьян" врач по инструкции не имеет права.
По мнению адвоката, даже в случае отмены примечания в КоАП врачи в наркологических клиниках будут обязаны учитывать минимальные пороговые значения алкоголя, установленные их профильным министерством. Это будет происходить ровно до тех пор, пока чиновники Минздрава не изменят собственную инструкцию. Практика показывает, что на это порой требуются месяцы и даже годы. Есть ведь дела и поважнее.
Правда, все вышеизложенное вовсе не означает, что на радостях за руль по старой привычке стоит садиться "под мухой". Правила дорожного движения, основной закон законопослушного российского водителя, пока никто не отменял.