Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ
Верховный суд (ВС) РФ подтвердил обязанность водителей расплачиваться своим временем за отсутствие у дорожных патрульных средств на аппараты, определяющие состояние алкогольного опьянения. Действующие правила, которые позволяют сотрудникам ГИБДД проводить освидетельствование на посту ДПС, признаны законными.
ВС оставил без удовлетворения исковое заявление жителя Нижнего Новгорода Дмитрия Дронова, который оспаривал пункт 131 Административного регламента МВД по контролю за соблюдением безопасности участниками дорожного движения (утвержденного приказом МВД № 185 от 2 марта 2009 года):
"Освидетельствование лица на состояние алкогольного опьянения осуществляется непосредственно на месте его отстранения от управления транспортным средством либо, в случае отсутствия в распоряжении сотрудника указанного технического средства измерения, на ближайшем посту ДПС, в ином помещении органа внутренних дел, где такое средство измерения имеется", - указано в законе.
"Такой порядок противоречит действующему законодательству и нарушает права водителей, так как сотрудники ГИБДД злоупотребляют своими полномочиями", – заявил на суде Дронов.
По его словам, далеко не все сотрудники дорожной милиции на сегодняшний день располагают необходимой аппаратурой, а путь до ближайшего поста или участка подчас может занимать несколько часов, "что нарушает права водителя на свободу передвижения".
Дронов привел в пример город Шахунья Новгородской области, где вообще отсутствуют алкотестеры и гаишники принуждают водителей ехать к медикам, так как до ближайшего поста ДПС, где имеются алкотестеры более 200 километров.
Заявитель также счел, что регламент в оспариваемой части противоречит существующему законодательству, в котором не прописан механизм процедуры доставки подозреваемого в нарушении от места, где он был остановлен, до поста или участка.
Промедление - фора водителю
"Существует множество случаев, когда у сотрудника отсутствует техническое средство, например, когда он возвращается домой или регулирует движение. Что же тогда он должен сказать, что у него нет прибора и делать он ничего не будет?", - удивился претензиям истца представитель МВД РФ Гайк Марьян.
Он отметил, что в ряде случаев сотрудники милиции с ближайшего поста сами доставляют аппарат на место остановки водителя. Представитель МВД признал, что это может занимать длительное время, однако данный факт часто играет на руку водителю, отметил Марьян, поскольку за это время даже пьяный водитель может протрезветь.
Представитель МВД предлагает водителям сэкономить время, сразу потребовав провести медицинское освидетельствование. Представитель прокуратуры поддержал Марьяна, напомнив, что за отказ от освидетельствования на дороге никакое наказание не предусмотрено.
Марьян добавил, что, по его мнению, оснований для удовлетворения иска не было, так как доводы заявителя сводились к неправильному толкованию норм.
С ним согласились судьи ВС, чье решение может быть оспорено в Кассационной коллегии Верховного суда РФ в течение 10 дней после его принятия в окончательной форме.
С водителями поделятся актом
Несмотря на такой вердикт, ВС сложно обвинить в неоправданной симпатии к ГИБДД. Несколько дней назад суд частично удовлетворил исковое заявление жителя Красноярского края Александра Матюхина, который оспаривал несколько пунктов инструкции по проведению медосвидетельствования водителей на состояние опьянения.
ВС обязал медицинские учреждения делать дополнительный экземпляр акта с результатами проверки на состояние опьянения для автомобилистов. До настоящего времени они ограничивались двумя экземплярами акта, один из которых оставался у врачей, а другой получал милиционер. Причем в ходе заседания было установлено, что постановление правительства, вступившее в силу первого июля минувшего года, уже обязывает создавать сразу три экземпляра акта освидетельствования. Что не мешало медикам и сотрудникам ГАИ игнорировать изменения законодательства, отказывая автолюбителям в выдаче дополнительного акта.
Алкотестер не критерий
Надо признать, что нынешний вердикт Верховного суда логически обусловлен его предыдущими решениями. Так, 20 августа этого года ВС признал недействительным пункт 16-й инструкции Минздрава. Он позволял определять состояние алкогольного опьянения водителя без проведения медицинского освидетельствования. Таким образом, суд защитил права водителей, отменив норму, согласно которой инспекторы ГИБДД могли привлекать водителей к ответственности за вождение в нетрезвом виде, основываясь лишь на показаниях алкотестеров.
С иском о незаконности данной инструкции в Верховный суд обратился Азамат Сагнаев, который посчитал, что документ нарушает презумпцию невиновности и противоречит Кодексу РФ об административных правонарушениях (КоАП).
Согласно этой правовой норме водитель признается пьяным только лишь в том случае, если содержание абсолютного этилового спирта составляет 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. Получить столь точные результаты возможно только при специальном анализе, проводимом медицинским работником.
Таким образом, использование гаишником индикаторных трубок «контроля трезвости» является лишь вспомогательным инструментом, чтобы решить, отправлять водителя на медэкспертизу или нет, а не выносить окончательное решение.
Другими признаками, позволяющими, согласно внутренним правилам ГИБДД, отправить водителя на медэкспертизу являются: неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке.
Наличие одного из этих признаков делает использование алкотестера излишним – даже если прибор не показал наличие паров алкоголя, инспектор имеет право направить подозреваемого на медицинское освидетельствование.
Государственное дело
Борьбу с пьяными водителями можно назвать одним из государственных приоритетов в этом году. Так в феврале президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон, предусматривающий ужесточение уголовного наказания для водителей, создавших в состоянии алкогольного опьянения ДТП с тяжкими последствиями.
До принятия этого закона за совершение ДТП, в которых пострадавшим причинен легкий или средней тяжести вред здоровью, закон предусматривал административную ответственность в виде штрафа или лишения прав управления транспортным средством. За ДТП, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью, смерть одного или более человек, законом была предусмотрена уголовная ответственность. Однако наказание было одинаковым как для трезвых, так и для пьяных водителей.
Новая редакция статьи 264 УК содержит такой квалифицирующий признак данного состава преступления, как нахождение лица, совершившего преступление, в состоянии опьянения. Пьяный водитель может лишиться свободы на срок до трех лет с лишением водительского удостоверения также на срок до трех лет. С пяти до семи лет увеличивается срок лишения свободы, если в таком ДТП погиб один человек. Если погибли два и более человек, срок заключения увеличится с нынешних семи до девяти лет.
Зарубежный опыт
Интересно, что Верховный суд США на днях избрал противоположную по отношению к своим российским коллегам позицию. Американский суд оставил в силе решение, запрещающее дорожным инспекторам Вирджинии останавливать пьяных водителей, которые не нарушают правила дорожного движения. Полиция может следовать за автомобилистом, если подозревает его в употреблении спиртного, однако остановить его имеет право только после того, как водитель либо нарушит ПДД.
Впрочем, это правило не распространяется на всю страну. Так, к примеру, в Аризоне водителей, пойманных в состоянии опьянения, сковывают цепью и везут на кладбище – хоронить скончавшихся от наркомании и алкоголизма.
В большинстве европейских стран пьяных водителей наказывают рублем, в данном случае – евро. Штраф колеблется от 35 евро в Болгарии до 150 тысяч евро во Франции при тяжких последствиях. Повторное потребление алкоголя за рулем уже может грозить водителю в Греции, например, лишением прав на 5 лет и содержанием под стражей как минимум 6 месяцев. Если же в течение 3-х лет водитель будет трижды остановлен за езду в пьяном виде, то в Дании он поплатится за это конфискацией автомобиля и тюремным заключением до 10 лет. Но самое жесткое наказание за вождение в нетрезвом виде предусмотрено британскими законами. Авария с пострадавшими для пьяного водителя в Великобритании может закончиться тюремным заключением сроком до 14 лет, и штрафом в размере 5000 фунтов стерлингов.
Но самые суровые наказания для водителей, безусловно, в Сальвадоре, Таиланде, Индонезии и, конечно, Китае. Водителей, в пьяном виде совершивших ДТП с человеческими жертвами, здесь ждет смертная казнь.