Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ
В ходе первого дня работы научно-практической конференции по мониторингу законодательства и правоприменения, проходящей в эти дни в Санкт-Петербурге под эгидой Министерства юстиции РФ и Совета Федерации, с трибуны были озвучены сразу несколько предложений, которые без преувеличения можно назвать сенсационными.
Советник главы государства по правовым вопросам сравнил исполнительную власть страны с хромой лошадью. Профессор, в свое время учивший, пожалуй, всех нынешних инициаторов российской судебно-правовой реформы на юрфаке питерского госуниверситета, публично раскритиковал инициативу одного из своих бывших студентов развивать в стране прецедентную систему права. Министр юстиции назвал главными отечественными правовыми нигилистами не простых граждан, а профессиональных юристов. Сенсации зву
чали и после – на закрытых тематических сессиях.
Первые полчаса пленарного заседания конференции, впрочем, не предвещали не то, что бурю, а даже хоть какого-то нарушения спокойствия. После зачитывания приветствия в адрес форума от премьера Владимира Путина слово взял спикер Совета Федерации (СФ) Сергей Миронов. Он напомнил, что еще весной текущего года СФ и Минюст заключили специальное соглашение о сотрудничестве в области мониторинга законотворческого процесса и правоприменительной практики. Процитировал главу Высшего арбитражного суда РФ Антона Иванова, согласившись с мыслью, что необходимо как можно скорее остановить законодательную вакханалию. Отметил, что главными недостатками российской правовой системы является наличие в ней множества коллизионных и оценочных норм, а также качество готовящихся законопроектов. Конкретные субъекты законодательной инициативы, которые работают над новыми нормативными актами недостаточно хорошо, Мироновым, правда, названы не были. "Во многих регионах России законодательство развивается куда быстрее и динамичнее, чем на федеральном уровне", - резюмировал свое выступление спикер СФ. И напоследок добавил, что любому законотворцу всегда следует помнить свою главную цель: улучшение качества жизни в стране.
Правовые нормы и сетка с картошкой
Речь вышедшего вслед за Сергеем Мироновым на трибуну председателя Конституционного суда (КС) РФ Валерия Зорькина была переполнена неожиданными сравнительными оборотами и долгими историческими экскурсами. Он достаточно пространно рассуждал о природе права, позволяющего проводить в государстве модернизацию, придя к выводу, что "право модерна имеет давние исторические корни", которые следует искать в античных веках. "Те, кто строили право модерна, очень многому учились у древних римлян в вопросе права", - отметил глава КС. Зорькин также вспомнил о позитивном влиянии на эволюционные процессы права вольных европейских городов, напомнив при этом, что в истории "модернизационные рывки" сопровождались "контрмодернизационными откатами". "Право оказалось на задворках этого конвульсивного процесса, закончившегося распадом российского государства. Его последующее восстановление, как мы знаем, отнюдь не привело к восстановлению статуса права", - заключил председатель КС.
Дальнейшие слова Валерия Зорькина больше касались практики. По его мнению, нормотворчество без правоприменения порождает мертвое право. И это означает, что такое нормотворчество – дефектное и некачественное, "потому что право, которое не действует – это, строго говоря, не право". Эффективность же правоприменения, на взгляд главы КС, в существенной степени определяется именно качеством нормотворчества. "Что такое любая система правовых норм? Образно говоря, это сетка, состоящая из очень тонких и прочных правовых нитей. И в эту сетку должна быть помещена живая жизнь живого общества. Жизнь эта всегда на несколько порядков многообразнее сетки. Развивая метафору, хочу подчеркнуть, что система правовых норм – это именно сетка, а не холщовый мешок, в который можно засунуть все, что угодно", - сказал Зорькин. И тут же привел достаточно неожиданное сравнение, взяв за основу сетку с картофелем: «Когда картофель не вываливается из сетки? Когда ячейки сетки меньше, чем лежащие в сетке картофелины. Вы можете нести в сетке картофель. Но если вы захотите воспользоваться этой же сеткой для того, чтобы в ней донести до дома какую-нибудь крупу, то вся эта крупа останется на полу магазина, в котором вы попытались реализовать это странное начинание".
Финалом выступления председателя КС стал призыв ко всем присутствовавшим отказаться от "тотальности юридического позитивизма", поскольку в противном случае "никакие завоевания в сфере правоприменения не позволят нам свести концы с концами" и любая модернизация будет сорвана.
Миллионы конфликтов
Глава думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, в свою очередь, говорил исключительно о сегодняшнем дне. По его мнению, главные задачи – вычленить проблему улучшения качества жизни россиян и соотнести право со свободой воли. "Только свободные личности с активной жизненной позицией могут решить задачи по модернизации страны", - отметил депутат.
И тут же добавил "ложку дегтя" . Сославшись на статистику Минюста, Плигин отметил - только в прошлом году в России было возбуждено более 44 миллионов исполнительных производств. На граждан были наложены десятки миллионов административных взысканий. "Это означает на деле, что в конфликте с государством находятся миллионы человек", - пояснил глава профильного комитета Госдумы.
Досталось от Плигина и судам: "Что это за правосудие, когда на рассмотрение и вынесение решения по одному делу тратится не более 20 минут вместо нескольких дней?".
Место для дискуссий
Однако настоящий фурор произвело выступление профессора санкт-петербургского госуниверситета Юрия Толстого, в прошлом педагога многих сегодняшних первых лиц отечественной судебно-правовой системы. К примеру, одним из своих учителей доктора юридических наук Толстого считает министр юстиции РФ Александр Коновалов.
Толстой изрядно покритиковал обе палаты российского парламента за неразборчивость и вялое использование имеющихся у депутатов и сенаторов властных рычагов для наведения порядка в области законотворчества. В качестве примера профессор привел историю с новыми ставками транспортного налога, когда Госдума сначала одобрила его повсеместное повышение, а потом, "после отмашки из Кремля", изменила собственное мнение на противоположное. Отдельным "добрым словом" были помянуты думские идеологи, которые ввели в повседневный оборот афоризм "парламент – не место для дискуссий".
Говоря о развернувшейся в последнее время борьбе с коррупцией, Юрий Толстой отметил, что "все говорят об этом, но никто не хочет начать с самого себя". Кстати, до этой фразы правовед успел поставить под сомнение квалификацию многих сенаторов Совета Федерации: "Надо изменить порядок ротации и санации верхней палаты российского парламента. Сейчас там сидит немало чиновников, выработавших свой ресурс, либо те, у кого рыльце в пушку". А про борьбу с преступными доходами некоторых госчиновников заслуженный деятель науки РФ даже прочитал четверостишие собственного сочинения, которое заканчивалось так:
"Как тащить – так все здоровы.
Как сидеть – так все больны".
Юрий Толстой напомнил и о других серьезных проблемах. На его взгляд, наше государство сегодня явно не готово к введению прецедентного права. "Сейчас нам больше чем достаточно руководящих разъяснений пленумов Верховного или Высшего арбитражного судов. А лучше, если такие разъяснения будут коллективными", - отметил профессор, в качестве положительного примера приведя совместное постановление Пленумов ВАС РФ и ВС РФ от 29 апреля сего года.
Хромая власть
Как выяснилось чуть позже, эмоциональное выступление профессора Толстого оказало определенное влияние на других ораторов.
Советник президента по правовым вопросам Вениамин Яковлев начал свою речь с упоминания о периодичности финансовых кризисов. По его словам, за последнее столетие по всему миру было зафиксировано около 140 экономических потрясений, и в будущем стоит ожидать возможного нарастания масштабов финансовых катаклизмов. "В такой ситуации право должно выступать как основа формирования доверия", - сказал Яковлев. Право, продолжил экс-глава ВАС РФ, должен обеспечить законодатель, поэтому "в парламенте все же должны быть дискуссии".
Куда сильнее от Яковлева досталось российской исполнительной власти: "Сегодня это слабое звено при наличии неплохого законодательства". Ярким примером неэффективности работы чиновников советник Дмитрия Медведева назвал пожар в пермском ночном клубе "Хромая лошадь": "Хромой в данном случае мне видится именно наша исполнительная власть, которая перестала во многих случаях являться средством пресечения правонарушений и преступлений. Отчасти это происходит потому, что мы сами лишаем госслужащих многих полномочий, опасаясь коррупции". В этой связи Яковлев также отметил, что суды в подобных ситуациях вынуждены подчас делать работу чиновников, что само по себе нарушает конституционный принцип разделения властей.
Заговор юристов
В финале пленарного заседания выступил министр юстиции Александр Коновалов, также указавший на низкое качество законопроектной работы на общефедеральном уровне и неисполнение действующего законодательства как властью, так и бизнес-сообществом. В качестве косвенного примера первой сложившейся тенденции министр привел следующие данные: в прошлом году из 1130 внесенных в Госдуму законопроектов было принято 394 федеральных закона, тогда как в регионах на свет появилось более 63 тысячи новых нормативных актов различного уровня.
Что касается второго печального тренда, то тут причин больше. Во-первых, нередки, по словам Коновалова, случаи, когда суды первой инстанции игнорируют разъяснения высших судов. Во-вторых, законодатель далеко не всегда в срок исполняет решения КС. По данным главы Минюста, за последнее время постановления конституционных судей стали поводом для изменения различных законов в 38 случаях, тогда как по еще 42-м решениям КС "надо работать".
Александр Коновалов привел в своем выступлении и другие данные: в настоящее время 81 федеральный закон не обеспечен 217-ю подзаконными актами, которые должны быть утверждены исходя из текстов законов.
Значительные проблемы есть и в правоприменении. К ключевым министр отнес так называемые мертворожденные законы (конкретных примеров не последовало), нестабильность и противоречивость практики применения нормативных актов, а также случаи полного игнорирования действующего законодательства. Квинтэссенцией же, на взгляд Коновалова, является правовой нигилизм значительной части российских юристов. К слову, данное понятие было озвучено, пожалуй, впервые. Раньше в наплевательстве на законодательство обвинялись исключительно обычные граждане.
Кроме того, Коновалов назвал, наверное, самую одиозную форму правового нигилизма: уголовное преследование граждан и бизнеса по так называемым заказным делам. «Это своеобразная дубина в руках коррупционеров», - отметил он. Причины данных явлений кроются в отсутствии работающих на практике санкций за такие виды преступлений и в общем отсутствии культуры.
Векторы реформ
С окончанием пленарного заседания сюрпризы не закончились. Один из них преподнес все тот же Александр Коновалов, выступая в ходе заседания секции, на которой проблемы мониторинга законодательства обсуждали представители нотариального и адвокатского сообществ.
РАПСИ уже рассказывало, что примерно в середине июля разработчики нового закона о нотариате и нотариальной деятельности из Минюста планируют вынести на обсуждение специалистов особенную часть этого документа. Не исключено, что к тому времени законопроект пополнится частью предложений, которые, собственно, озвучил Коновалов 24 июня.
Вот они. По мнению министра, в недалеком будущем нотариальные конторы должны превратиться в "пункты гарантированной чистоты юридических фактов" и "центры объединения людей на муниципальном уровне". При этом и законодателю, и самим нотариусам следует избегать навязывания юридических услуг населению. Отдельно стоит проблема улучшения качества работы частных нотариусов. На взгляд главы Минюста, для контроля за этим со временем должен появиться банк данных, по которому все желающие смогут проверить своеобразную "кредитную историю" любого нотариуса, чтобы оценить, добросовестно ли тот исполняет свои обязанности. Не забыл Коновалов и о социальной миссии нотариата: представители сообщества, считает министр, должны активнее участвовать в оказании бесплатной юридической помощи гражданам.
Александр Коновалов также предложил подумать о возможной градации нотариальных учреждений. По его мнению, их можно разбить на три вида. Первый и самый низовой – нотариальные бюро – должны получить право производить сравнительно небольшой перечень действий.
Второй – нотариальные конторы – будут иметь более широкие возможности. Если идея обретет форму закона, они будут заниматься тем же кругом вопросов, что и сегодня. Наконец, третий – нотариальные дома – следует наделить самым широким спектром нотариальных полномочий, плюс предоставить таким образованиям льготный быстрый доступ к электронным базам данных (правовым, милицейским, а также реестрам органов регистрации). Это необходимо для того, чтобы нотариусы могли, в частности, со временем
взять на себя функции коллекторов и заниматься практическим исполнением некоторых видов судебных решений.
Не была забыта и адвокатура. Главное, считает министр, данному профессиональному сообществу следует избавляться от случайных людей в своих рядах, "которые являются балластом и только вредят". Делать это уместно при помощи, скажем, временного приостановления адвокатского статуса нарушителя или стимулирования "паршивых овец" к уходу из профессии вообще.
Кроме того, министр также чуть ли не впервые высказался за то, чтобы через какое-то время представительство в судах имели право осуществлять исключительно лица с адвокатским статусом. "Должны быть гарантии, что в суде выступает юрист с опытом и "кредитной историей", которую можно легко проверить", - подчеркнул Коновалов.
Министр юстиции, к слову, изначально оговорился: все озвученные выше инициативы пока являются всего лишь предложениями, которые надо обсуждать с профессионалами – в первую очередь, самими нотариусами и адвокатами. Не исключено, что одной из площадок для дискуссий скоро станет новый большой юридический интернет-портал. Будет ли он создан под эгидой Минюста, или же за основу данного проекта возьмут уже существующий ресурс, Коновалов, правда, не уточнил.
Санкт-Петербург