Свод подготовленных изменений в Гражданский кодекс (ГК) РФ, опубликованный 13 ноября 2010 года на сайте Исследовательского центра частного права, немедленно вызвал целую серию дискуссий в юридическом сообществе страны. Обсуждения пока проходят по отраслевому принципу, внутри отдельных юридических корпораций. Первое консолидированное мнение о прочитанном появилось у отечественных нотариусов. Общий вывод: о чересчур сильном увеличении числа их полномочий в результате реформы гражданского законодательства пока говорить преждевременно. При этом идеологи преобразований, похоже, учли, что нотариус наконец должен стать правовым посредником между обществом и государством.
Мария Сазонова, президент Федеральной нотариальной палаты РФ
Еще в процессе работы над концепцией развития гражданского законодательства эксперты Совета при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства серьезно отнеслись к потенциалу нотариата. Можно сказать, что именно этим документом были определены основные направления реформы не только Гражданского кодекса (ГК) как такового, но и обращено пристальное внимание на те гражданско-правовые институты, которые подлежат первоочередному преобразованию.
Предлагаемые разработчиками изменения носят разнообразный и во многих случаях принципиальный для нашей правовой системы характер. Реформа гражданского законодательства коснулась практически всех существенных институтов гражданского права – общих положений ГК РФ, законодательства о вещных правах, законодательства об обязательствах, о ценных бумагах и финансовых сделках, о международном частном праве и т.д.
Уроки истории
Учитывая одну из главных целей проводимой реформы гражданского законодательства – сближение положений ГК РФ с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского Союза - разработчики проекта не могли обойти стороной институт нотариата. В праве соответствующих европейских государств активное участие нотариуса в наше время является не столько данью традиции, выработанной в стародавние времена, сколько эффективным правовым средством для формирования стабильного и безопасного гражданского оборота.
Наша страна за недолгое время своего демократического, рыночного существования пережила несколько этапов, связанных с ролью нотариуса в имущественном обороте. Вначале, при создании в 1993 году в России нотариата латинского типа, законодателем была частично заимствована европейская модель нотариата, при которой нотариус являлся активным участником гражданского оборота. Это выражалось в том, что часть серьезных сделок (например, сделки с недвижимостью) подлежала обязательному нотариальному удостоверению. Активно использовалась исполнительная надпись нотариуса в целях принудительного исполнения обязательств и т.д.
Однако в определенный момент законодатель счел, что участие нотариата в гражданском обороте является своеобразным тормозом в развитии имущественных отношений – наверное, в силу дополнительных временных и финансовых затрат для граждан и организаций. Это привело к пересмотру ряда законодательных положений и частичному исключению нотариуса из гражданского оборота, с оставлением за ним в большей степени "простейших" нотариальных действий.
Сейчас же все больше государственных и общественных деятелей высказывается за возвращение нотариата в имущественный оборот, и даже расширение его полномочий. Надо отметить, что речь здесь идет не только о более активном вовлечении нотариата в гражданский оборот. Реформа нотариального законодательства, которая в настоящее время идет параллельно с реформой гражданского законодательства, предполагает не столько расширение или сужение полномочий или возможностей для заработка нотариуса, сколько реализацию совершенно иного видения места и роли института нотариата в контексте всей отечественной правовой системы. В силу своей частно-публичной природы нотариат должен занять место правового посредника между обществом и государством, лицом, способствующим максимально полной реализации прав и законных интересов граждан и организаций, а также их защите.
В связи с этим, важно не столько изменения отдельных полномочий нотариуса под эгидой абстрактных "дополнительных гарантий стабильности", сколько комплексная настройка основных элементов глобальной реформы российской правовой системы в целом и института нотариата в частности.
Недвижимость и сделки
Наиболее принципиальным изменением, предлагаемым проектом изменения ГК РФ, является дополнение, связанное с государственной регистрацией прав на имущество и, соответственно, нотариальным удостоверением сделок. В соответствии с проектом, государственная регистрация сделки обязательна только в случаях, установленных в законе. Напомню, что в действующей редакции ГК РФ указано, что сделки с землей и недвижимым имуществом подлежат обязательной государственной регистрации.
В новой статье 81 ("Государственная регистрация прав на имущество"), в частности, установлено: если иное не предусмотрено законом, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена. В первую очередь это положение относится к сделкам с недвижимостью, государственная регистрация прав на которую установлена статьей 131 ГК РФ.
В эту статью также предлагается внести изменения, связанные, в том числе, и с перечнем прав, которые подлежат государственной регистрации. Это такие права как право собственности, право владения и пользования земельным участком, право застройки, сервитут, право личного пользовладения (узуфрукт), ипотека, право приобретения чужой недвижимой вещи, право вещных выдач, право оперативного управления. Ст. 132 кодекса дополнена новым пунктом 3, в котором специально установлено, что сделка с предприятием (как имущественным комплексом) должна быть нотариально удостоверена.
Также в статье 81 проекта установлено, что если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр вносится по заявлению любой стороны через нотариуса. Это норма свидетельствует о том, что реформа нотариата носит действительно глобальный характер. Предполагается, что нотариус не просто будет удостоверять сделки с недвижимостью, но и осуществлять действия, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимость – то есть реализовывать свою новую функцию правового посредничества между обществом (гражданами и организациями) и государством (в лице регистрирующих органов).
В соответствии с предлагаемой новой редакцией ст. 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности ее содержания, а также наличия права стороны на ее совершение. Законность содержания сделки – это соответствие всех ее существенных условий требованиям норм гражданского законодательства. Проверка законности включает в себя:
- право- и дееспособность сторон;
- наличие необходимых полномочий представителей сторон сделки;
- соблюдение формы договора;
- наличие установленных законом существенных условий договора;
- принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лицами, не являющимися владельцами имущества;
- соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных законом случаях;
- отсутствие ограничений (обременений) прав лица, распоряжающегося недвижимостью, а в случае их наличия - указание этих условий в договоре.
Эта норма признана прояснить цель и смысл нотариального удостоверения сделки, а также конкретизировать утверждения о дополнительных гарантиях стабильности и безопасности имущественного оборота.
Право защищать
Нотариус с помощью предоставленных ему государством правовых средств обеспечивает защиту имущественных прав и свобод граждан и организаций от ошибок, связанных с недостаточной правовой грамотностью. С другой стороны, он же защищает их от недобросовестности отдельных участников гражданского оборота. Серьезным подкреплением этих норм является установленная "Основами законодательства РФ о нотариате" (ОЗоН) неограниченная имущественная ответственность нотариуса.
В соответствии с предлагаемыми изменениями в пункт 3 статьи 160 ГК, если сделка составляется в письменной форме, а гражданин вследствие физического недостатка, болезни, неграмотности не может самостоятельно поставить подпись, то за него расписаться может другое лицо. Данная подпись удостоверяется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершения соответствующего нотариального действия, с указанием причин, по которым нельзя было подписаться собственноручно.
Правила доверия
Определенные изменения коснулись и положений о нотариальном удостоверении доверенностей. В новой статье 1851 ("Удостоверение доверенности") в пункте 1 установлено, что доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии с пунктом 2 данной статьи, если иное не установлено законом или соглашением сторон, лицо, для представительства перед которым выдана доверенность, вправе отказать в признании полномочий представителя, доверенность которого не удостоверена нотариально.
Из статьи 186 ("Срок доверенности") удалена норма о максимальном трехлетнем сроке доверенности. Теперь он неограничен. Но если срок не указан, то доверенность действует в течении одного года. Удостоверенная нотариусом доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая указания о сроке ее действия, сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность. В статью 189 («Последствия прекращения доверенности») внесено дополнение в пункт 1: об отмене доверенности может быть сделана публикация в печатном издании, в котором публикуются сведения о банкротствах, или в ином издании, если оно указано в доверенности.
В этом случае подпись на доверенности должна быть нотариально засвидетельствована. Третьи лица считаются извещенными об отмене доверенности по истечению месяца со дня указанной публикации, если не доказано иное.
Некоторые выводы
Изменения в ГК РФ, имеющие отношение к институту нотариата, носят принципиальный характер. В то же время необходимо учитывать, что предлагаемые нововведения являются лишь частью более глобальной нотариальной реформы, которая предполагает не только расширение полномочий нотариусов, но и усложнение их работы, увеличение числа обязанностей и мер ответственности.
Проще говоря, речь не идет о том, будут ли, к примеру, сделки с недвижимостью подлежать обязательному нотариальному удостоверению, или нет. Проблема заключается в том, каким будет российский нотариат завтра, каким его хотят видеть граждане, представители бизнеса, государство и сами нотариусы?
Данная реформа стала возможной благодаря тому, что это видение на данный момент во многом совпало, и теперь речь идет о создании полноценного юридического механизма реализации данного видения на практике. На текущем этапе необходима сосредоточенная и скоординированная деятельность всех участников процесса реформирования нотариального законодательства для того, чтобы эта реформа целиком и полностью отвечала потребностям общества, а право не отставало от жизни.