Госдума уже в осеннюю сессию может принять специальный закон, регламентирующий проведение в России чемпионата мира по футболу 2018 года. Документ с длинным названием "Об организации и о проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конференций ФИФА по футболу 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уже разработан Министерством спорта и туризма РФ, и в настоящее время представлен на общественное обсуждение.
Законопроект формально призван урегулировать вопросы проведения ЧМ-2018, а также законодательно закрепить гарантии, которые были даны Российской Федерации ФИФА. При этом в нынешней редакции он содержит ряд новаций, которые наиболее сдержанно можно охарактеризовать как сомнительные.
Стройки без задержек
Уместно, правда, начать с очевидных плюсов законопроекта. К таковым, несомненно, следует отнести ускорение всех процедур, связанных со строительными согласованиями. При этом гражданам и компаниям надо готовиться к проблемам, аналогичным тем, которые не так давно пришлось решать сочинцам - жителям Имеретинской долины. Напомню, что сразу после начала изъятий земель под олимпийские нужды выяснилось: большинство граждан не имело на руках надлежаще оформленных документов на свои участки. Проще говоря, обыватели оказались юридически бесправными.
Жители территорий, где планируется проводить ЧМ-2018, еще имеют шанс учесть негативный опыт сочинцев, и надлежащим образом оформить свою недвижимость, забыв про традиционно русский "авось". Ведь именно в этом случае можно будет рассчитывать на какую-либо компенсацию в случае изъятия земельного участка.
Законопроектом предусматривается создание маневренных фондов для перемещения граждан. Они же должны проводить рыночную оценку принадлежащего людям имущества.
При этом сохраняется опасность так называемого конвеерного отселения, поскольку решение об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества не подлежит государственной регистрации, а право собственности РФ на участки будет возникать со дня подписания администрацией субъекта акта приема-передачи.
Новая миграционная политика
У оргкомитета соревнований должны быть и очень осязаемые полномочия, считают разработчики документа о ЧМ-2018.
Скажем, с момента вступления в силу данного закона и по 31 декабря 2018 года трудовые мигранты, прибывающие на работу на основании договоров, заключенных с оргкомитетом "Россия-2018" (а также с ФИФА, ее дочерними организациями, коммерческими партнерами, конфедерациями, национальными ассоциациями, РФС) будут чувствовать себя у нас в стране крайне вольготно. В частности, на них решено не распространять требования квотирования для квалифицированной рабочей силы, действующие сегодня. Также приезжие рабочие не будут подлежать традиционному миграционному учету. Более того, не понадобится таким гастарбайтерам выправлять и разрешения на работу.
В статье 13 документа разработчики законопроекта пошли еще дальше в направлении создания комфортных условий для новых "строек века". Чтобы назойливый Трудовой кодекс (ТК) РФ и вооруженные им трудовые инспекции не мешали, особенно при проведении работ сверхурочно и в ночное время, действие статей 152,153 и 154 ТК РФ решено вообще не распространять на рабочих, занятых в процессе организации и проведения мирового чемпионата.
Проще говоря, создается идеальная платформа для массового завоза бесправной и дешевой рабочей силы, которая без какого-либо учета еще до старта ЧМ-2018 растворится на просторах страны.
Однако уже сейчас в России есть примеры рациональной политики в части привлечения иностранных специалистов. Например, не так давно при строительстве в Казани Деревни Универсиады в первую очередь использовалась местная рабочая сила. Со стороны же организаторы старались привлекать исключительно квалифицированных сотрудников-иностранцев. На выходе же получился комплекс зданий на 15 тысяч мест, который может использоваться и для размещения гостей спортивных соревнований (когда они проводятся), и как общежитие для студентов.
Чрезвычайные полномочия организаторов
Куда более интригующим становится содержание законопроекта Минспорттуризма при изучении норм, регулирующих правовое положение субъектов организации и проведения соревнований, а также различных преференций для одних и ограничений для других.
Так, согласно статье 8, для эффективной реализации своих полномочий оргкомитет "Россия-2018" вправе запрашивать у органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций информацию, связанную с проведением соревнований. Такая информация должна предоставляться оргкомитету не позднее семи рабочий дней с момента поступления запроса.
Подобной оперативности ответов на обращения может позавидовать любой россиянин, которому доводилось писать запросы отечественным чиновникам. Согласно федеральному закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ответ должен быть дан в 30-дневный срок с момента регистрации запроса получателем. В исключительном случае время рассмотрения может быть продлено еще на 30 дней.
Подарки регионам
Матчи ЧМ-2018, как планируется организаторами, примут 14 городов: Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Екатеринбург, Казань, Калининград, Краснодар, Нижний Новгород, Подольск, Ростов-на-Дону, Самара, Саранск, Сочи, Ярославль. Для их жителей разработчики законопроекта уже придумали сюрприз. А именно: в рамках обеспечения безопасности проведения чемпионата может быть введено "ограничение на въезд и (или) временное пребывание и проживание граждан в местах проведения соревнований".
Читая эту норму, разумеется, вспоминается Москва, "зачищенная" от "социально-ненадежного элемента" накануне Олимпиады-80. Тогда высылали "за 101-й километр". По всей видимости, советская практика может повториться. Другое дело, что в каждом из полутора десятков городов место под выселки еще только предстоит придумать.
Если рассуждать серьезно, более логичным представляется ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, а также этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В то же время, учитывая уже подписанный президентом законопроект о приравнивании пива к алкогольным напиткам, многие гости чемпионата могут быть крайне удивлены отсутствием в продаже пенного напитка. Или же строжайшим ограничениям, дополнительно введенными региональными властями.
Ложкой меда для конечного потребителя в данной ситуации могут стать послабления, которые организаторы пролоббируют для титульных спонсоров турнира.
Пути бегства капиталов
Практически всем, кто будет организовывать и обслуживать будущий чемпионат, разработчики больше чем на пятилетку предлагают забыть про действующий федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле". А, конкретнее, о содержащихся в нем требованиях по репатриации валютной выручки, ограничениях на использование счетов за рубежом, отчетах налоговым органам по таким счетам, да и валютном контроле как таковом. Для окончательного устранения валютного регулирования из бизнес-обихода устроителей футбольного зрелища не достает только предоставления возможности участникам и зрителям рассчитываться между собой наличной иностранной валютой.
В результате, помимо ФИФА и ее дочерних компаний, РФС и оргкомитета "Россия-2018" подобные льготы, скорее всего, получат вещатели и поставщики услуг ФИФА.
Вышеперечисленные послабления вызывают справедливое недоумение. Ведь каким образом можно будет воспользоваться налоговыми и валютными льготами, нетрудно себе представить. Компании достаточно получить особый статус (в том числе и посредством заключения договора с органом, уполномоченным на проведение мероприятий по организации ЧМ-2018 - оргкомитетом "Россия-2018"), и можно не только свободно открывать счета за рубежом, но и при желании спокойно выводить на них иностранную валюту, получать дешевые кредиты и т п.
В совокупности с ограничением действия Налогового кодекса, если Центробанк и Министерство финансов пропустят данное предложение разработчиков законопроекта (что лично мне представляется крайне маловероятным сценарием), возникнет огромная дыра для бесконтрольного вывода капитала, по сравнению с которой деятельность печально известного в 90-е годы прошлого века Национального фонда спорта покажется игрой малыша в песочнице.
Скорее всего, к моменту внесения законопроекта в Госдуму его авторы все же будут вынуждены пойти по пути ограничения свободы осуществления валютных операций их основными целями - организацией и проведением игр.
Дефицит гостиничного фонда
Одно из основополагающих предложений авторов документа касается временного введения государственного регулирования сразу в нескольких отраслях экономики и бизнеса.
В частности, речь идет о фактической фиксации государственными органами цен на гостиничные объекты. Заморозить их разработчики предлагают на все время проведения мероприятий, связанных с ЧМ-2018. Так, в статье 5 проекта содержится регламентация права правительства РФ вводить госрегулирование стоимости гостиничного обслуживания на территории субъектов, в которых непосредственно будут проходить соревнования.
Данная мера и ожидаема, и, одновременно, весьма спорна. С одной стороны, многим известно о попытках регулировать цены, но не на гостиницы, а на бензин, при помощи ненормативных средств и сил Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ. С другой, даже если говорить о развивающихся странах, то и в ЮАР в ходе последнего футбольного чемпионата мира не прибегали к практике госрегулирования даже несмотря на то, что фиксировались многочисленные спекуляции с гостиничными фондами. Власти Южно-Африканской республики обещали расследовать каждый случай завышения цен, но к крайним экономическим мерам в итоге так и не прибегли.
Сейчас в России, по оценкам участников туристического рынка, насчитывается менее 600 тысяч гостиничных номеров. При этом, по различным оценкам, только в Москве дефицит номерного фонда в гостиницах трех-пяти звезд составляет 45-47 тысяч номеров. Средняя суточная стоимость номера в столице составляет порядка 7000 рублей. В целом же Москва занимает второе место в мире по дороговизне данного показателя.
Но если в столице наблюдается, к тому же, еще и тотальный дефицит гостиниц бюджетного типа, то в большинстве регионов страны отсутствуют и предложения бизнес-класса. Скажем, Мордовия, которая также примет ЧМ-2018, сейчас может похвастать наличием не более 2 тысяч гостиничных номеров, а Волгоградская область – всего 5,6 тысячи мест. Несмотря на то, что за последние пару лет в том же Волгограде было открыто несколько мини-отелей, в целом уровень гостиничного фонда удручает, а сегмент гостиничного эконом-класса представляет из себя частные квартиры, сдаваемые внаем посуточно.
Учитывая общий дефицит номерного фонда в стране, нет никаких сомнений, что в обозримом будущем низких цен на проживание ожидать не приходится. Неизвестно также, сколько мини-отелей доживет до Чемпионата мира с учетом введенной ранее обязательной сертификации объектов гостиничного сектора. Следует напомнить, что с 1 июля 2011 года предприятия, не прошедшие обязательную сертификацию, являются субъектами административного правонарушения.
Но вернемся в российские столицы. Скажем, в мае-июне текущего года любой желающий мог на собственном опыте прочувствовать, насколько пагубно отражаются на данном виде сервиса сочетание санкт-петербургских юридических и экономических форумов с таким природным феноменом, как белые ночи. При этом Северная Пальмира является в настоящее время чуть ли не образцом с точки зрения количества мини-отелей и отелей малой и средней ценовой категории, а также их качества.
Работа над ошибками
В целом законопроект оставляет впечатление сырого и не проработанного, содержащего в себе как обилие коррупциогенных норм, так и положений, устанавливающих преграды для осуществления предпринимательской деятельности в зоне проведения мероприятий. Проект сулит существенные неудобства простым гражданам. Кроме того, период применения закона может обернуться окончательным провалом государственной миграционной политики в связи с наплывом неквалифицированной рабочей силы.
Если разработчики сами не устранят хотя бы самые основные недостатки и перегибы, имеющиеся в документе, остается надеяться лишь на благоразумие депутатов Госдумы.
Владимир Крауз