Эксперты отмечают невиданный бум покупательской активности россиян. Кто-то не может пройти мимо завлекательных праздничных распродаж, а кто-то спешит вложить деньги в товары, чтобы рубли не сгорели во время грядущего экономического кризиса. При этом может оказаться, что схваченные в "потребительском" запале вещи не подходят по габаритам, комплектации, цвету или размеру. Либо через пару дней тот же товар становится намного дешевле благодаря новым скидкам.
Как грамотно и успешно сдать качественную, но неудачную (невыгодную, не подходящую по параметрам и т. п.) покупку? Разберем основные условия и важные нюансы.
Сначала обмен, потом – возврат
Многие покупатели слышали о том, что можно сдать не подошедший товар в течение двух недель после его приобретения. Однако, приходя в магазин, сразу требовать именно возврата денег не совсем правильно. Вам могут отказать, и в законе есть основания для этого. Согласно статье 25 закона "О защите прав потребителей" покупатель вправе ОБМЕНЯТЬ качественный товар на другой. И только если в день обращения потребителя подходящего ему товара в магазине не окажется, у продавца появляется обязанность вернуть деньги.
Второй важный нюанс связан с причинами обмена покупки и дальнейшего возможного возврата денег. Если скажете просто "не подошло" или "мужу не понравилось", как часто любят говорить продавцам женщины, то, опять же, есть шанс получить отказ. Запомните: закон четко формулирует причины, по которым не подошел товар (см. пункт 1 статьи 25). Вы можете ссылаться на: не подошедшую форму, габариты, фасон, расцветку, размер или комплектацию.
Совет: если вы твердо решили сдать покупку, чтобы получить деньги, то эффективнее всего сослаться, что товар не подошел по форме, фасону или расцветке. Это довольно субъективные параметры, и в любом случае можно заявить, что подходящего варианта вы в магазине не видите. Тогда по полному праву можно будет потребовать возврата денег.
"В целости и сохранности"
Еще одно важное условие обмена и возврата не подошедшей качественной покупки звучит так: изделие должно сохранить товарный вид, потребительские свойства, пломбы и фабричные ярлыки. В обществах защиты прав потребителей предупреждают: некоторые продавцы настаивают, чтобы покупатель сохранил, в том числе, заводской скотч, которым была обмотана коробка, украшающие ленты, фирменную увязку кабельной продукции и т. п. Если же что-то вы успели выбросить за ненадобностью – велик шанс отправиться из магазина восвояси.
Практикующие юристы - специалисты по защите прав потребителей - поясняют: на самом деле товарный вид включает полную комплектацию товара, наличие упаковки и упаковочного материала. Например - пенопласта, картона, необходимого для того, чтобы товар можно было привести в первоначальное состояние и продать следующему покупателю. Все остальное - самодеятельность сотрудников торговли.
Нередко также возникает вопрос о сохранности чека. Обратите внимание: согласно нынешней редакции закона "О защите прав потребителей" наличие чека не обязательно как при возврате бракованных товаров, так и при обмене-возврате не подошедших качественных покупок (все тут же пункт 1 статьи 25 закона).
В то же время, разумеется, продавец не обязан верить вам на слово: он может потребовать подтверждения, что товар был приобретен именно в данной торговой точке. Такими доказательствами могут служить название торговой организации на упаковке, гарантийном талоне, бирке, этикетке и т. п. Также допускаются свидетельские показания очевидцев покупки. При этом желательно, чтобы их было не менее двух.
Сроки и деньги
Строго по закону обменять или сдать не подошедший качественный товар можно, если после дня его приобретения прошло не больше 14 календарных дней. Бывает что сотрудники магазина "футболят". Например, говорят, что менеджера, который эти вопросы решает, сегодня нет - "приходите завтра". В ситуации, когда каждый день на счету, такая задержка, разумеется, очень беспокоит покупателей. Что делать?
В данном случае мы исходим из того, что закон не позволяет торговой организации отказываться от обмена и возврата не подошедшего покупателю качественного товара, если потребитель выполнил все необходимые условия (соблюдены сроки обращения, сохранен товарный вид и т. д. - см. выше). Поэтому, если вам отказывают, можно сразу же требовать Книгу жалоб и предложений. Запись в ней будет одновременно подтверждением вашего обращения в установленный срок - до истечения 14 дней после дня покупки.
Кстати, имейте в виду: сейчас в рамках конкуренции некоторые продавцы, особенно крупные торговые сети, идут навстречу покупателям, продлевая сроки, установленные законом – до 30 дней и даже до 2-х месяцев. Такая информация обычно размещается в торговых залах магазинов.
Важно учитывать и еще один нюанс, связанный со сроками. Сдавая качественную вещь, зачастую покупатели уверены, что магазин должен вернуть деньги тотчас же. Услышав, что продавец предлагает прийти за выплатой через пару дней, потребители расстраиваются, возмущаются, скандалят и т. д. На самом деле такие "выступления" - бесполезная трата нервов. Потому что закон отводит на возврат денег за качественный товар ровно три календарных дня.
Ну и, наконец, не стоит забывать, что существует перечень качественных товаров, не подлежащих обмену и возврату. В него входят, в частности, товары для личной гигиены, парфюмерия, косметика, бытовая радиоэлектронная аппаратура. Полный список вы найдете в постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55.
Анна Добрюха