Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ
Меньше чем за две недели до дня голосования 4 марта МВД РФ начало распространять новые методические указания для сотрудников органов внутренних дел. В методичке на 39 страницах расписаны рекомендации сотрудникам территориальных подразделений министерства, как именно следует применять административное законодательство в период подготовки и проведения очередных выборов.
Примечательная деталь: документ рассылался вместе с замечаниями и дополнениями, которые в пожарном порядке были вынуждены написать члены президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека.
Выдержка и спокойствие
В самом начале брошюры авторы рекомендаций напоминают своим читателям, что пункт 31 части 1 статьи 12 действующего уже год закона "О полиции" предписывает органам внутренних дел "принимать меры по пресечению в ходе избирательных кампаний противоречащей закону предвыборной агитации, информировать избирательные комиссии о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах".
Руководство министерства также указывает полицейским на необходимость исправно охранять помещения, где хранится выборная документация, а также участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них.
Проект РИА Новости "Выбор есть!" >>>
В день голосования сотрудникам полиции предписано не вмешиваться в избирательные процедуры и ни в коем случае не давать консультации избирателям. При возникновении подобных ситуаций полицейский, как сказано в методичке, должен "сопровождать избирателя к должностным лицам участковой избирательной комиссии (УИК)".
Обеспечивая порядок в УИК, людям в форме надлежит "проявлять корректность и вежливость в общении с избирателями, иными лицами, соблюдать в любой ситуации, в том числе при предъявлении требований к гражданину о прекращении нарушений общественного порядка, выдержку и спокойствие".
В случае совершения кем-либо правонарушения, полицейский обязан незамедлительно принять меры по его пресечению, задержать виновных лиц и пригласить председателя участкового избиркома.
Что делать с наблюдателями и прессой
Особое внимание авторы рекомендаций из полицейского главка уделили тому, как следует сотрудникам действовать в отношении общественных контролеров за проведением выборов.
Так, рядовым сотрудникам полиции еще раз напомнили, что наблюдателями на выборах вправе быть граждане страны, обладающие активным избирательным правом, назначенные зарегистрированными кандидатами в президенты и политическими партиями, выдвинувшими таких кандидатов. "Полномочия наблюдателей должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, интересы которых представляет данный наблюдатель", - сказано в рекомендациях.
В направлении, продолжают авторы, указываются ФИО наблюдателя, адрес его места жительства, номер телефона (если имеется), номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии (территориальной, участковой), куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных законом. "Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным лицом и проставление печати не требуются", - так дословно звучит следующий совет простым полицейским. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
В методичке указывается, что каждый кандидат в президенты России или выдвинувшая его партия имеют полное право назначить на один участок сразу несколько своих наблюдателей, которые могут следить за ходом голосования и подведением итогов поочередно. Но тут же следует приписка: "Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии". Чем именно руководствовались авторы брошюры, давая полицейским такую загадочную и немного путаную рекомендацию, остается тайной.
Полицейским "на земле" отдельно напоминают, что участковая или территориальная избирательная комиссия при нарушении наблюдателем законодательства о выборах должна принимать мотивированное решение в письменной форме об удалении такого общественного контролера из помещения для голосования. Следующая инструкция звучит так: "Исполнение указанного решения обеспечивается сотрудником полиции, который принимает меры к удалению наблюдателя из помещения для голосования и по привлечению его к административной или уголовной ответственности".
В отношении представителей СМИ, обладающих по закону не меньшими правами, нежели наблюдатели от кандидатов и партий, дана следующая рекомендация: при осуществлении журналистами фото- и видеосъемки "не должно допускаться вмешательство в деятельность избирательных комиссий, нарушаться принцип тайны голосования (нельзя снимать заполненный избирателем бюллетень, места для тайного голосования), не должно нарушаться законодательство о персональных данных (не допускается съемка паспортных данных избирателей, списка избирателей)".
При этом, как именно следует поступать с нарушителями данного довольно расплывчатого по смыслу указания, авторы методички почему-то не пишут.
Опросы и агитация
В отдельную главу представителями министерства вынесены правила поведения сотрудников органов внутренних дел, ставших свидетелями проведения соцопросов рядом с избирательными участками.
"Опрос избирателей на выходе из избирательного участка в день голосования, так называемый "exit poll", могут проводить как социологические организации, так и любые другие организации и лица, включая политические партии", - указывают авторы методических рекомендаций.
Однако, учитывая запрет проведения предвыборной агитации в день голосования, полицейским советуют обращать внимание, что представители партий не должны в ходе таких опросов "использовать партийную символику, упоминать название своей партии, в том числе в разговорах с избирателями, которые еще не проголосовали, а также совершать иные действия, прямо или косвенно призывающие или способствующие голосованию за зарегистрированного кандидата, выдвинутого политической партией".
Предлагаемая мера при несоблюдении данного условия - проинформировать председателя участковой избирательной комиссии о нарушении законодательства о выборах. При этом оценочные критерии того, что является, к примеру, "иными действиями, прямо или косвенно призывающими или способствующими голосованию за кандидата от той или иной партии", составителями рекомендаций не приведены.
Поймать фальсификатора
Пожалуй, самая интересная глава полицейской методички касается пресечения нарушений законодательства со стороны членов избирательной комиссии. Правда, по своим размерам рекомендации отчего-то занимают очень немного места.
Во-первых, авторы советуют полицейским ознакомиться с письмом российского омбудсмена Владимира Лукина министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву, которое датировано 8 февраля текущего года. В нем уполномоченный, в частности, напоминает, что "в исключительную компетенцию органов полиции входит составление протоколов о правонарушениях, предусмотренных статьями 5.6 и 5.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) РФ". Субъектами данных нарушений являются, как правило, члены избирательных комиссий (референдума), наделённые определёнными полномочиями и обладающие неприкосновенностью на период избирательной кампании.
Статья 5.6. предполагает административную ответственность за нарушение прав любого участника избирательного процесса – от самого избиркомовца до журналиста или наблюдателя. В статье 5.22 прописаны санкции за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня.
При выявлении указанных нарушений, пишут авторы рекомендаций, сотрудник полиции не вправе предлагать заявителю обратиться с жалобой к председателю избирательной комиссии: "В случае обращения гражданина с соответствующим заявлением либо при самостоятельном обнаружении подобных фактов сотрудник полиции, наделённый правом составления протокола, получает объяснения должностных лиц и заявителя, приобщает необходимые документы (посредством записи в протоколе об административном правонарушении), при необходимости фотографирует их, составляет протокол".
Если сотрудник полиции не обладает правом составления протокола об административном правонарушении, он незамедлительно вызывает оперативную группу (группу быстрого реагирования). При этом полицейский, по возможности, "обеспечивает сохранность доказательств, устанавливает очевидцев данного события". "О фактах, послуживших поводом для вызова оперативной группы, сотрудник полиции сообщает в рапорте", - говорится в рекомендациях.
Полицейским напоминают и о недопустимости получения избирательных бюллетеней за других лиц, в том числе за членов семьи, тяжелобольных родственников либо по доверенности: "Каждый такой случай является нарушением закона".
К слову, сотрудникам МВД надлежит обращать особое внимание на граждан, прибывших на избирательный участок группами. В случае если данные лица голосуют по открепительным удостоверениям, "необходимо обратить внимание на обязательное изъятие открепительных удостоверений и внесение персональных данных граждан в соответствующий список".
Практическая польза
Полицейская предвыборная методичка на самом деле является весьма полезным чтением не только для самих сотрудников органов внутренних дел. Любому избирателю следует знать, что полиции предписано делать как в стандартных ситуациях на участке, так и в случаях, на первый взгляд, непосредственно к голосованию не относящихся. Речь - об обеспечении порядка и безопасности граждан на общественно-массовых акциях – митингах и шествиях. Этой части любой предвыборной кампании в брошюре МВД РФ уделено с десяток страниц.
Но не стоит и обольщаться. Справочные материалы были подготовлены и разосланы достаточно поздно. Совершенно очевидно, что за несколько суток до дня голосования далеко не весь личный состав полиции сможет хотя бы по диагонали прочесть рекомендации специалистов из Москвы.
Помимо прочего, рекомендации на то и рекомендации: они указывают правильное направление, но не содержат ответственности за пренебрежение советами, сформулированными начальством. Поэтому обычному гражданину следует полагаться в первую очередь на себя и собственную правовую грамотность. Впрочем, такое незамысловатое правило касается не только выборов, но и любой другой жизненной ситуации.