Мария Сазонова, президент Федеральной нотариальной палаты РФ
Позиция Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России по вопросам нотариальной деятельности, сформулированная в виде поправок к законопроекту "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации", вызывает, мягко выражаясь, недоумение специалистов, практикующих в сфере права.
Под колпаком власти
В письме, направленном в Министерство юстиции России, ФАС "в целях обеспечения эффективного регулирования, контроля и надзора за деятельностью нотариусов" предлагает расширить полномочия государства по проведению контрольных функций, наложению взысканий, лишения нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью и т.п.
С учетом высокой социальной значимости нотариальной деятельности, говорится в письме, должно быть признано, что нотариус является "должностным лицом, наделенным специальными полномочиями от государства, действует от имени и под контролем государства; такой подход позволит предупредить возникновение ряда проблем, в том числе, при определении процедур взаимодействия нотариусов с уполномоченными органами".
При этом высказывается опасение, что частнопрактикующие нотариусы в своей профессиональной деятельности будут неподконтрольны государству, так как в «соответствии с законопроектом уполномоченные органы лишены возможности проводить некоторые виды проверок».
Иными словами, ФАС представляет нотариусов как госслужащих, которых может проверять кто угодно и когда угодно. В свете такого подхода идея ФАС о восстановлении системы государственного нотариата в России не удивительна.
Хотите по-старому?
Но, воистину, "людская память коротка". Ведь не прошло еще и двух десятков лет, как был учрежден небюджетный нотариат. Он появился только потому, что в условиях рыночной экономики государственный не справлялся с функцией качественного правового обслуживания.
Низкий уровень финансирования породил существенную нехватку кадров. Отсутствие достойной зарплаты привело к появлению большого количества вакансий нотариусов в регионах страны. Условия для приема граждан были повсеместно отвратительными - принципы остаточного финансирования говорили сами за себя. Граждане занимали очереди к нотариусу с 5 часов утра.
Но, самое главное - государственный нотариат не справлялся с тем масштабом ответственности, которая легла на публично-правовой институт в новых экономических условиях. Убеждена, не справится и сейчас.
Нотариат, перейдя в 1993 году на новую, небюджетную организационно-правовую форму, решил в короткий срок задачу, поставленную государством: разгрузил очереди бывших государственных контор. За непродолжительное время были созданы необходимые условия для приема граждан, внедрены информационные технологии в нотариальную деятельность, возросло качество правового обслуживания.
Государство при этом освободилось от необходимости экономического содержания нотариата. В абсолютном большинстве регионов число нотариусов возросло в 3-5 раз. В Воронеже, например, в 6 раз, в Санкт-Петербурге – в 4,5 раза и т.д. В десятки раз увеличилась количество вспомогательных работников у нотариусов. Сегодня в этом правовом институте по всей стране работает свыше 20 тыс. человек. Это ли не очевидные доказательства преимущества небюджетного нотариата?
Никакой другой правовой институт в стране не может похвастаться многоуровневой системой профессиональной ответственности. В нее входят не только страховые схемы, где каждый нотариус страхует свою деятельность на сумму 5 миллионов рублей, а региональная нотариальная палата страхует каждого нотариуса еще на 500 тысяч рублей. Следует помнить и про личную имущественную ответственность нотариуса на сумму причиненного ущерба.
Являясь публично–правовым институтом, нотариат России соответствует нормам и принципам организации деятельности нотариата латинского типа, существующего в более чем 80 государствах мира.
Самое главное: позиция ФАС противоречит основным направлениям развития нотариата, изложенным в рабочей концепции проекта федерального закона о нотариате и нотариальной деятельности, подготовленной Министерством юстиции РФ. В соответствии с этой концепцией разрабатывался ныне существующий проект закона. Напомним, именно Минюст является органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль и надзор в сфере нотариата.
Новый закон решит проблему контроля
В ходе многочисленных заседаний рабочей группы при Министерстве юстиции РФ по подготовке нового закона были самым тщательным образом определены и сформулированы критерии допуска к профессии, контроля, ответственности, прекращения полномочий и т.д.
И в самом проекте закона гарантии нотариальной деятельности усилены за счет процессуальной составляющей работы нотариуса, трехуровневой системы имущественной ответственности за ошибки нотариуса.
При этом, говоря об имущественной ответственности нотариуса при осуществлении им профессиональной деятельности, ФАС не учитывает, что законопроект исходит как раз из общих принципов деликтной ответственности нотариусов, установленных Гражданским кодексом (ГК) РФ, к соблюдению которых, собственно, и призывает антимонопольная служба.
Поэтому какой-либо угрозы ограничения размера возмещения вреда нотариусом или усложнения порядка его взыскания с нотариуса не существует. Наоборот, предложенный ФАС принцип профессиональной ответственности по аналогии с ответственностью органов государства (статья 1069 ГК РФ), по нашему мнению, приведет к её существенному сокращению в применении.
Некоторые рассуждения и предложения ФАС явно свидетельствуют о существенной отдаленности писавшего их чиновника от предмета дискуссии. Это выражается не только в искаженных представлениях о нотариусе как о должностном лице, но и в определениях таких понятий как "нотариальная тайна", "профессиональный кодекс" и др.
"Беда, коль сапоги начнет тачать пирожник"
Ну, это, собственно, и понятно, как если бы врачи или педагоги, а, может, даже нотариусы, взялись бы за написание поправок в антимонопольное законодательство.
ФАС предлагает исключить из числа источников регулирования нотариальной деятельности Кодекс профессиональной этики нотариуса. Но именно указание в законе на кодекс в качестве источника общеобязательных норм позволит не только формально придать ему квазинормативный характер, но и обеспечит лучшую координацию между морально-этическими и чисто правовыми обязанностями нотариусов. Уже сегодня положения данного кодекса регулярно используются в правоприменительной практике не только самих органов нотариального сообщества – например, комиссий по этике нотариальных палат или дисциплинарных комиссий - но и судов при решении вопросов профессиональной ответственности. Кодекс – не только руководство к действию, но и обязательный ориентир для всех членов нотариального сообщества.
Таким образом, позиция ФАС по большинству пунктов столь же ошибочна, сколько и желание данного органа включить нотариат в сферу компетенции антимонопольных органов.