Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ
Российский нотариат ждет важное событие – через месяц планируется закончить работу над многострадальным законом "О нотариате и нотариальной деятельности в РФ". Правда, устраивать по этому поводу торжества представителям юридического сообщества явно преждевременно.
Формальным поводом провести за закрытыми для СМИ дверями двухдневное внеочередное общее собрание глав 80 нотариальных палат субъектов РФ, которое прошло в Москве 13-14 ноября, действительно был законопроект о нотариате, принятия которого отечественные нотариусы давно ждут. Документ тесно увязан с новым Гражданским кодексом (ГК) РФ. И, хотя точная дата его рассмотрения Госдумой во втором чтении пока неизвестна, тянуть с внесением в нижнюю палату парламента отраслевого закона уже нельзя. Как минимум потому, что действующее законодательство о нотариате морально устарело еще несколько лет назад, и не позволяет реформировать корпорацию, придав ей по ходу преобразований новые полномочия. Например, обязательное удостоверение сделок с недвижимым имуществом.
По словам заместителя министра юстиции РФ Елены Борисенко (в Минюсте она курирует, среди прочего, нотариат), работа над подготовленным Минюстом и Федеральной нотариальной палатой (ФНП) РФ новым законом должна быть завершена в декабре текущего года.
Подводные камни
Хорошая новость для собравшихся глав региональных нотариальных палат, как водится, шла в паре с плохой. Впрочем, такое сочетание преследует практически любое нотариальное мероприятие нескольких последних лет.
Сказав в среду несколько протокольно приятных слов в адрес руководства ФНП, Борисенко поделилась своими опасениями относительно состояния дел. К уже привычным претензиям добавились новые.
Во-первых, пришлось вспомнить о недовольстве отечественным нотариатом крупного бизнеса, которое ожидаемо обострилось в ходе многочисленных дебатов о поправках в ГК РФ. "Сегодня звучат предложения, которые лично я считаю экстремистскими – вообще отказаться, где только можно, от нотариальной формы, отдав полномочия нотариуса на откуп банковским работникам или тем же риэлторам", - огорошила собравшихся замминистра юстиции. Но тут же добавила - такой "правовой экстремизм" вряд ли получит поддержку специалистов, однако считаться с подобными мнениями нотариусам все же стоит.
Во-вторых, Борисенко привела в пример Украину, где не так давно отказались от квотирования численности нотариусов. К слову, аналогичное предложение в июне текущего года озвучивал в Совете Федерации министр юстиции РФ Александр Коновалов. Мотивация лежит на поверхности: отмена строго установленной численности нотариусов в том или ином регионе позволит поставить барьер коррупции при попадании в профессию.
Правда, летом инициатива прозвучала, фактически, как приглашение просто подискутировать.
Соседнее же государство пошло дальше. И, по словам Борисенко, "печальный пример" отказа от квот "может неожиданно привести к положительным результатам". "Минюст России данную меру не поддерживает. Однако всем стоит задуматься", - отметила она.
В-третьих, замминистра вновь вспомнила о пресловутом человеческом факторе. "Пока представители компаний, приходя порой к нотариусу, встречают неадекватное поведение и сталкиваются с безосновательными отказами, формируется негативный фон, который и приводит к озвучиванию некоторых радикальных предложений, о которых мы уже говорили раньше", - сказала Борисенко, призвав руководство палат тщательнее работать с рядовыми нотариусами. Иными словами, Минюст в который раз призвал нотариусов быть построже к себе, а не искать всюду внешних врагов.
Четвертый озвученный тезис, который нельзя отнести к числу позитивных, касался все той же застарелой нотариальной болячки – кадров. "Нужно, чтобы в нотариат шли 30-летние талантливые специалисты. Без этого у профессии нет будущего", - заявила Борисенко. Она отметила, что Минюст в ближайшее время серьезно пересмотрит подход к конкурсной процедуре назначения на должность нотариуса, так как в подобном конкурсе важно исключить зависимость получения нотариальной лицензии, как политкорректно высказалась чиновница, от личных качеств соискателя.
"Система должна позволять квалифицированным кадрам приходить в профессию открыто. А если конкурсная процедура не транспарентна, талантливые ее не пройдут. В итоге останутся те, кто в ожидании кресла нотариуса готов сидеть 20 лет в помощниках", - уточнила она, добавив при этом, что министерство в самом ближайшем будущем сделает так, чтобы на деле заработали апелляционные комиссии, куда логично обжаловать итоги любого такого конкурса.
Хорошо забытое старое
В целом сравнительно небольшое по времени выступление заместителя министра юстиции оставило двойственное впечатление.
С одной стороны, Борисенко не высказала явного негатива, настраивая руководство региональных нотариальных палат на дальнейшую конструктивную работу. С другой - озвученные в выступлении замечания прекрасно знакомы любому российскому нотариусу. Из года в год обо всех этих проблемах с высокой трибуны говорится практически одними и теми же словами. Ведь до замминистра юстиции Борисенко аналогичные претензии к нотариату неоднократно озвучивали ее предшественники – замминистры юстиции Юрий Любимов и Виктор Евтухов.
В общем, нотариату пора вспомнить, что в условиях конкуренциия правовых систем давление международных и национальных финансовых структур на институты континентального права с каждым годом усиливается. Поэтому реакция транснациональных корпораций на предполагаемое расширение нотариальных функций не должна никого удивлять. Крупный бизнес предпочитает переходить в юрисдикцию англо-саксонских правовых систем. Не остается в стороне от этой правовой войны и "старая Европа". Подвергается ударам вся система континентального права. В частности, испытывают трудности нотариаты Франции и Италии. В первом случае – было решение Европейского суда, не признавшее за нотариатом публично-правовой функции. Во втором – отменен тариф за совершение нотариальных действий. Теряют функции нотариаты Испании и Португалии. Поэтому российской правовой корпорации уже сейчас нужно будет придумать что-то архиинтересное и для бизнеса, и для граждан, чтобы не остаться на обочине гражданских правоотношений. Причем это "интересное" должно быть еще и выгодно как коммерсантам, так и населению. Поэтому некоторые аппетиты отечественным нотариусам, по всей видимости, придется поумерить.
Иначе ситуация вокруг нотариата заставит в очередной раз вспомнить известного российского баснописца и его бессмертное "а Васька слушает – да ест".