Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ
 
На днях Госдума в первом чтении криминализировала такое понятие, как богохульство. Ожидается, что вскоре за оскорбление чувств верующих или осквернение мест религиозного почитания станет наступать уголовная, либо административная ответственность. Конкретнее, виновные смогут получить до пяти лет лишения свободы или заплатить значительный штраф. Документ внесен в нижнюю палату представителями всех парламентских фракций. Редакция законопроекта на данном этапе позволяет сделать малоутешительный вывод: в своем правовом пафосе депутаты банально перестарались, поэтому применять новые нормы на практике будет крайне затруднительно.

Не знаю, как сейчас, а в советской школе, конкретнее, в пятом ее классе, в курсе истории Древнего мира юным пионерам рассказывали Миф о Сизифе – древнегреческом строителе и царе Коринфа, который после смерти был приговорен богами вкатывать в гору тяжелый камень. Орудие труда, едва достигнув вершины, срывалось вниз, поэтому Сизифу каждый раз приходится начинать скорбное восхождение заново. Такое впечатление, что наши народные избранники этих мифов не читали, либо учились в каких-то иных школах, не советских, где преподают совсем другие знания. Ведь в противном случае многих образчиков нынешнего законотворчества попросту бы не существовало в природе.

Однако вернемся к злобе дня. Не буду лишний раз перечислять кары, придуманные законодателями для богохульников и осквернителей культовых святынь. Лучше рассмотрим другую проблему – не суровости нового нормативного установления, а его полной практической бесполезности.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что он разработан в развитие положений федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" для "устранения пробелов  в правовом регулировании в части, касающейся ответственности лиц, оскорбляющих религиозные убеждения граждан России исповедующих христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России и/или оскверняющих объекты и предметы религиозного почитания (паломничества), места, предназначенные для совершения богослужения, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений".

Это – самая внятная часть пояснения. Поэтому немного удивительно, почему авторы к сегодняшнему дню так и не удосужились разъяснить, что именно является "оскорблением религиозных убеждений граждан"? Отбросим на время малозначительный в данной ситуации конституционный принцип "РФ – светское государство" и обратимся к элементарной логике. Если дать ей волю, получается путаница: что свято для одних культов, ничтожно для других.

Элементарно же. Принесение в жертву животных в мусульманский Курбан-Байрам для православного христианина может быть так же неприемлемо, как для правоверного мусульманина – пасхальное освящение куличей. И кого в этой ситуации сажать в тюрьму?

Уместно здесь провести параллель с другой явной законодательной неудачей последних лет – криминализацией клеветы. После того, как данное деяние снова стало преступлением, выяснилось – осудить за клевету можно фактически лишь в одном случае: если клеветник сам признался в том, что имел умысел оболгать потерпевшего. Иначе в суде дело перспектив не имеет.

Более того, данный уголовный состав фактически вводит в заблуждение многих пострадавших. Вместо того чтобы отстаивать в гражданском суде поруганные честь и достоинство, оклеветанные с животным упрямством требуют возбуждения уголовного дела. Когда же выясняется, что дела толком нет, пострадавший становится еще и всеобщим посмешищем. Думаю, фигурист Евгений Плющенко может много рассказать на данную тему.

Очевидно и другое. Попытка защитить абстрактные "религиозные убеждения" - не более чем ширма. На самом деле авторы инициативы желают установить жесткую ответственность за осквернение конкретных религиозных святынь. Наверное, чтобы при повторении историй наподобие выходки Pussy Riot в Храме Христа Спасителя для виновных в уголовном законе имелся четкий состав преступления.

Непонятно при этом, почему в очередной раз законотворцам не хватает тех норм УК РФ, что уже имеются – хулиганство, вандализм или причинение имущественного ущерба? Ведь все они неплохо зарекомендовали себя на практике, когда приходилось судить, скажем, осквернителей кладбищ или утративших в очередное полнолуние разум сатанистов.

Таким образом, получается следующее. Законопроект, безусловно, будет принят, хоть и с незначительными уточнениями. Сразу после его принятия правоохранительные органы и вместе с ними суды окажутся атакованы верующими из буквально всех конфессий, которые вдруг окажутся оскорбленными в лучших чувствах после просмотра некоторых телепередач, чтения некоторых книг, изучения многих СМИ, не говоря уже о блогах в Интернете. Учитывая полную невнятицу с ответом на вопрос, как именно можно оскорбить чьи-то религиозные чувства, суды окажутся какое-то время попросту неспособны выносить адекватные решения по данным делам. Понадобятся специальные разъяснения Верховного суда РФ. Проще говоря, примерно до конца 2014 года ситуацию в статистике преступности данный документ принципиально не изменит.

Наконец, есть и две более общие проблемы.

Первая. Как в случае принятия закона быть с действующей российской Конституцией, предполагающей равноправие граждан независимо, в том числе, и от вероисповедания? Ведь если мы законодательно защищаем чувства верующих, невзирая на конфессиональную принадлежность, кто защитит чувства атеистов, которые также могут массово оказаться чувствительными натурами? Лично мне представляется, что на этот вопрос придется отвечать Конституционному суду РФ, причем весьма скоро.

Вторая. Готовы ли власти к тому, что верующая часть общества чересчур буквально воспримет новые правила игры, и стихийно откроет нечто наподобие очередной "охоты на ведьм"? Ведь формально свои притязания религиозные люди смогут обосновывать именно этим нормативным актом, и отказывать им раз от раза будет все более и более трудно. Может сложиться ситуация, когда мы дойдем до дикости и маразма. Примеры приводить не буду – их и так достаточно, даже без нового закона.

Вот в этом случае станет очевидно, насколько Сизифов труд проделал законодатель. Только никто об этом, боюсь, уже не узнает. Ведь миф о Сизифе, как и прочие древние мифы, к тому моменту будет запрещен. Разумеется, как оскорбляющий чьи-то религиозные чувства.