Отправляясь на отдых за рубеж, хочется тратить деньги на развлечения, покупки и максимально экономить на издержках вроде оплаты мобильного, без которого большинство из нас не может обойтись даже в отпуске. Какие правила и нюансы важно знать, чтобы избежать неподъемных счетов за сотовую связь в роуминге? Простые, но очень важные советы - в очередном выпуске нашей рубрики.
"Кредитный бонус"
Отдыхая в Черногории, отпускница Марина была уверена: как только она проговорит две тысячи рублей, положенные на мобильный перед поездкой, оператор "отрубит" связь. Девушка, не задумываясь, созванивалась с семьей и друзьями, лишь изредка удивляясь: как надолго хватает ее запаса в международном роуминге! А по приезде ждал неприятный сюрприз: оператор попросил оплатить задолженность в 2,5 тысячи рублей, сославшись на то, что отпускнице любезно предоставили кредит, чтобы она всегда оставалась на связи.
Адвокаты обществ защиты прав потребителей подтверждают: увы, ситуация очень типичная и может коснуться многих. Есть ли шансы отбиться от неожиданного счета за разговоры в роуминге?
Сразу уточним: если с вас требуют задолженность, ссылаясь именно на кредит - то есть оператор настаивает, чтобы вы оплатили и саму связь, и проценты по использованной сумме кредита, вы вправе заявить о навязанной услуге. В самом деле: если потребитель не давал согласия на оказание кредитной услуги (для ее одобрения зачастую требуется отправить sms на короткий номер), то, предоставляя кредит "по умолчанию", оператор нарушает пункт 21 Правил оказания услуг подвижной связи (утверждены Постановлением правительства РФ от 25 мая 2005 года № 328).
Согласно этому пункту оператор связи не вправе навязывать абоненту дополнительные услуги, оказываемые за отдельную плату. В свою очередь, абонент вправе отказаться от оплаты услуг, предоставленных ему без согласования и не предусмотренных договором, на основании подпункта "в" пункта 27 данных Правил. Эти аргументы вы можете смело изложить в письменном заявлении своему оператору.
Следим за словами
Второй вариант - когда оператор атакует вас с требованием «погасить задолженность по оплате услуг связи». В этом случае нужно заглянуть в договор, который вы заключали, покупая sim-карту. Если документ не сохранился, найдете текст типового договора на сайте вашего оператора.
Важно уточнить, как сформулирован пункт о приостановлении оказания услуг связи при несвоевременной оплате и (или) отсутствии средств на счете абонента. Если сказано "оператор ПРИОСТАНАВЛИВАЕТ", то с вас взятки гладки: деньги на счете кончились, на кредитование вы не соглашались, так что сохранение доступа к связи можно расценивать как благотворительную акцию со стороны оператора.
Кстати, имейте в виду: отговорка, что компания с задержкой получила информацию о полном израсходовании средств, несостоятельна. Как отмечают юристы, участвовавшие в судебных процессах по защите прав потребителей при оказании услуг сотовой связи, технические экспертизы неоднократно подтверждали: подобные данные даже при международном роуминге поступают оператору не позднее чем через пару минут.
Даешь контроль!
Еще один возможный вариант - договор с формулировкой "оператор ВПРАВЕ ПРИОСТАНОВИТЬ" оказание услуг связи. Увы, в этом случае компания законно может продолжать держать вас на связи в международном роуминге даже при отсутствии средств на счете. А потом - правомерно потребовать погашения задолженности. В то же время стоит учитывать, что согласно пункту 47 Правил перед тем, как "отрубить" абонента от сети, оператор обязан прислать короткое текстовое сообщение с указанием даты приостановления оказания услуг.
Совет: для подстраховки - чтобы не погрязнуть в непредвиденных долгах - юристы рекомендуют перед отъездом за границу заглянуть в офис своего оператора и оставить письменное заявление. Укажите в нем, что вы просите приостанавливать оказание услуг сотовой связи в роуминге при окончании средств на счете.
Также для контроля за ситуацией не забывайте время от времени узнавать о балансе вашего счета. Для этого достаточно отправлять sms-запрос, который остается бесплатным даже в международном роуминге (подпункт "б" пункта 12 Правил).
Три дня без связи
Нередко абоненты за границей сталкиваются и с такой проблемой. Оператор отключил связь за неуплату, а после погашения задолженности медлит с восстановлением доступа к услугам. А то и вообще отказывается снова включать роуминг, требуя личной явки в офис абонента или его представителя с доверенностью. "Это однозначно неправомерно", - поясняют защитники прав потребителей. Помните и используйте в качестве аргумента следующее правило: согласно подпункту "е" пункта 25 Правил оператор обязан возобновлять оказание услуг связи в течение трех дней с момента (даты) получения оплаты.
В случае задержки вступают в силу нормы об имущественной ответственности оператора за ненадлежащее исполнение обязательств (пункт 57 Правил). А именно: абонент вправе потребовать выплату неустойки в размере 3% стоимости услуги связи за каждый день/час просрочки предоставления услуг. Конкретная схема расчетов - от какой суммы отталкиваться, учитывать дни или часы - зависит от условий договора и вида тарифного плана абонента.
Будь в курсе!
Важный нюанс, который полезно помнить: согласно пункту 31 Правил оказания услуг подвижной связи соединение продолжительностью менее 3 секунд не учитывается в объеме оказанных услуг связи. Проще говоря, если ваше соединение длится до 3 секунд, требовать оплату оператор не вправе.
В то же время не забывайте: к ответу, с момента которого отсчитывается соединение, приравниваются сигнал автоответчика, момент срабатывания определителя номера, а также любого абонентского устройства, обеспечивающего возможность обмена информацией при отсутствии вызываемого лица (пункт 41 Правил).
Анна Добрюха