Какие правила важно знать, если собираешься взять с собой на отдых любимую собаку, провезти в поезде удочки или велосипед? Как часто должны убирать и какая максимальная температура может быть в вагоне летом? Куда обращаться, если нарушаются права пассажиров и санитарные нормы? Ответы на эти горячие вопросы - в очередном выпуске нашей рубрики.
Детям - скидки
Начнем с перевозки детей. Большинство родителей в курсе, что можно рассчитывать на скидки, но всех подробностей не знают, поэтому уточним. Согласно статье 80 Устава железнодорожного транспорта РФ (утвержден Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ) пассажир имеет право в поезде дальнего следования провезти с собой бесплатно одного ребенка не старше 5 лет при условии, что малыш не занимает отдельное место. При этом, тем не менее, нужно оформить проездной документ. Его должны выдать в кассе бесплатно, когда вы предъявите свидетельство о рождении ребенка.
Для маленьких пассажиров в возрасте от 5 до 10 лет продаются билеты по детскому тарифу. Такой же льготный тариф применяется, если вы решите купить отдельную полку для малыша до 5 лет либо если едете с несколькими малолетними детьми.
Ребятам старше 10 лет придется брать билеты по взрослому тарифу. Кстати, не забудьте, что для детей до 14-ти проездные документы продаются по свидетельству о рождении, а с 14-летнего возраста в кассу нужно предъявлять паспорт несовершеннолетнего. Возраст определяется на дату начала поездки.
Фото Анастасии Петраковой, РИА Новости
Везем любимую собаку
В принципе, правила позволяют взять с собой в поезд домашнего питомца практически любого веса и размера. Но условия перевозки будут разными для тех, чей мохнатый друг весит меньше 20 кг, и для владельцев более крупных собак.
Мелких домашних животных, в том числе кошек, собак, а также птиц пассажир имеет право провозить с собой в вагоне любого типа кроме вагонов с 2-местными купе (СВ) и вагонов повышенной комфортности (пункт 68 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утверждены Приказом МПС РФ от 26.07.2002 № 30). Зверушки должны быть "упакованы" в ящики, корзины, клетки или контейнеры, которые помещаются в места для провоза ручной клади.
Обратите внимание: хозяину животного обязательно нужно иметь на руках ветеринарную справку, подтверждающую здоровье питомца (ветсправка формы № 1). Важный нюанс: такой документ действует лишь в течение трех дней, поэтому оформлять его стоит буквально накануне поездки.
Также понадобится оплатить перевозку. Для мелких домашних животных применяется тариф, предусмотренный для багажа весом до 20 кг (сумма зависит от маршрута и дальности поездки). При оплате в кассе вам должны выдать квитанцию "Багаж на руках".
Собаки крупных пород путешествуют в намордниках, с поводком и размещаются в нерабочем тамбуре первого за локомотивом вагона либо в специальном багажном вагоне в контейнерах. В этих случаях перевозка оплачивается по багажному тарифу исходя из фактического веса собаки. Ветсправка так же обязательна.
Имейте в виду, что возможен и еще один вариант. Если вы полностью выкупаете все места в отдельном купе купейного вагона (кроме вагонов повышенной комфортности), то можете взять с собой до двух крупных собак. В этом случае дополнительная оплата за провоз не взимается. Такая гуманная норма предусмотрена в пункте 69 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.
Едем с велосипедом
Основные правила перевозки вещей такие:
- каждый пассажир имеет право бесплатно провезти с собой в виде ручной клади вещи, которые весят в общей сложности не более 36 кг и размер которых по сумме трех измерений не превышает 180 см;
- помимо такой нормы разрешается бесплатно провозить мелкие вещи. Правила относят к ним: портфели, дамские сумочки, бинокли, лыжи и палки, удочки, фотоаппарат, зонт, а также другие вещи, размер которых по сумме трех измерений не превышает 100 см;
- не допускается размещение ручной клади в местах, предназначенных для пассажиров, а также в проходах между сиденьями, в коридорах и тамбурах вагонов. Ссылаясь на этот пункт, можно, в частности, призвать к порядку соседей, которые хозяйственно забивают своим багажом каждый свободный сантиметр в вашем купе. Если вас игнорируют, зовите на помощь проводницу.
На заметку: все перечисленные нормы содержатся в пункте 63 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. В этом же пункте есть упоминание и о велосипедах, а также детских колясках и байдарках, которые могут пригодиться пассажиру на отдыхе. Все эти устройства разрешается бесплатно провозить в счет установленной нормы ручной клади при условии, что они разобраны, упакованы и помещаются на местах, предназначенных для размещения ручной клади. Бывалые путешественники советуют снимать у велосипеда переднее колесо (это подпадает под понятие "разобранный"), надевать чехол и закладывать на третью (багажную) полку.
Сколько должно быть в градусах?
Духота в поездах летом – одна из самых частых жалоб пассажиров. Температурные нормы, а также частота уборок и прочих санитарных мероприятий в вагонах прописаны в документе под названием "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4.03.2003 г. № 12).
Фото Марии Маковецкой, РИА Новости
Согласно этим правилам температура в купейных и плацкартных вагонах должна быть не выше 26 и не ниже 22 градусов, а в сидячих вагонах – от плюс 22 до плюс 28 градусов.
Влажную уборку проводники обязаны делать не реже 2 раз в сутки и по мере необходимости, при этом обязательна протирка дезинфицирующим раствором всех ручек в вагоне. Уборка туалетов с обязательным мытьем полов и стен на высоту 1,5 метра выполняется не менее 4 раз в сутки и по мере необходимости. Мыло и туалетная бумага - обязательны.
Если вы сталкиваетесь с нарушением этих норм и других правил (см. выше), то первым делом стоит сделать замечание проводнику. Ссылки на нормативные акты добавят вашему обращению убедительности. Если не помогло – жалуемся начальнику поезда. Также в вагонах можно найти таблички с телефонами "горячих линий" соответствующих управлений железной дороги. Чтобы оперативно исправить ситуацию, можно позвонить туда. Ну, а по возвращении, если вы глубоко возмущены дискомфортом и нарушениями во время поездки, напишите обстоятельную жалобу в ОАО "РЖД". Координаты для обращений найдете на сайте rzd.ru.
Анна Добрюха