Календарное лето близится к концу, однако дачный сезон еще в самом разгаре. В выходные люди по-прежнему стремятся выехать за город на свежий воздух. Для того, чтобы отдых был комфортнее, дачники стремятся облагородить загородное жилище, купить мебель поудобнее, обзавестись дачной техникой, чтобы совмещать приятное с полезным. 

Между тем, удовольствие может обернуться весьма ощутимыми и бьющими по кошельку непредвиденными расходами. Как их избежать, а в случае возникновения - минимизировать, рассказываем в очередном выпуске нашей рубрики.

Саженцы с сюрпризом

Начнем с привычного, и даже банального – саженцев. Как известно, по закону «О защите прав потребителей», товар ненадлежащего качества можно вернуть продавцу или обменять на такой же (см. статью 25). Постановлением правительства N55 1998 года (действующая редакция от 1 января 2013 года) утвержден перечень непродовольственных товаров ненадлежащего качества, вернуть которые или обменять на аналогичную продукцию нельзя, напоминает РАПСИ адвокат Дмитрий Лесняк. В пункте 13 постановления говорится, что растения и животные также входят в данный «невозвратный» перечень. 

Нередки случаи, когда дачники приобретают саженец, высаживают его на своем участке, поливают и лелеют, а потом выясняется, что растение больное, и, к тому же, заражает всю растительность вокруг.

«Не так давно у нас было судебное разбирательство как раз по такому случаю. Человек купил саженцы деревьев, высадил их на приусадебном участке, а впоследствии выяснилось, что они заражены опасными насекомыми, которые распространились не только по его саду, но и перекинулись на соседние участки, уничтожая всю зелень на своем пути», - рассказывает адвокат Лесняк. 

В этом случае, безусловно, есть повод направить претензию продавцу, а если реакции не последует, то и обратиться  в суд. Но сразу стоит отметить, что дело это хлопотное.  Ведь в первую очередь в таком случае надо доказать, что растение при покупке было уже заражено, а остальные насаждения были в тот момент здоровы.

Доказать это может только экспертиза, проведенная специалистами в сфере сельского хозяйства, биологами. Стоит она недешево, и оплачивается из кармана покупателя. В описываемом выше случае люди заплатили за нее несколько десятков тысяч рублей. Но так как специалисты в итоге доказали, что купленные в магазине саженцы были больными и именно они заразили все кусты и деревья вокруг, продавец по решению суда оплатил все убытки и издержки,  включая экспертизу. 

«Важное уточнение: если саженцы были бы куплены на рынке, и у покупателей на руках не было бы никаких платежных документов, найти продавца и доказать его вину практически невозможно», - говорит Лесняк. 

Поэтому лучше всего совершать подобные покупки в магазинах, особенно крупных. Во-первых, там тщательнее следят за качеством предлагаемого товара, во-вторых - опасаются за собственную репутацию, в-третьих, их легче привлечь к ответственности. 

Разумеется, совсем нелишне будет сохранять кассовые чеки. 

Техника на грани фантастики

К слову, сельскохозяйственная техника (те же газонокосилки) также не относятся к разряду товаров, которые можно просто взять и вернуть продавцу в течение 2 недель с момента покупки, если «не понравилась» или «передумал». Подобные устройства и механизмы относятся к «технически сложным товарам бытового назначения» (см. пункт 11 в том же постановлении правительства РФ 1998 года). 

Однако и здесь имеются исключения. 

Во-первых, если такой товар был приобретен дистанционно (например, через интернет, телемагазин или заказан по каталогу), и покупатель физически не мог осмотреть вещь в момент покупки, вернуть ее назад можно в течение 7 дней. Правда, в этом случае «обратная» доставка товара продавцу производится за счет покупателя. 

Во-вторых, возврат возможен, если техника оказалась неисправной. 

Как правило, такие товары имеют гарантийный срок, в течение которого можно предъявить претензии к качеству. В течение первых 15 дней при обнаружении неисправности сложную технику можно вернуть, получив назад деньги, или обменять. 

По истечении данного срока можно рассчитывать только на гарантийный ремонт. Но и здесь имеется нюанс: если выяснится, что техника не подлежит ремонту (или после его проведения вновь с высокой долей вероятности выйдет из строя), можно с чистой совестью требовать деньги назад. 

И, в-третьих, если к купленной технике не прилагается инструкция на русском языке, это тоже является основанием вернуть вещь в магазин. Следует помнить, что отсутствие русскоязычной инструкции дает право вернуть товар и получить назад деньги в течение «разумного срока, но не более 2 лет». Все тонкости возврата товара и его ремонта подробно описаны в статье 10, 12 и 18 закона «О защите прав потребителей».  

По словам экспертов-юристов, в подобных ситуациях стоит учесть еще несколько моментов. 

Как правило, продавцы сложной техники пытаются «в случае чего» направлять покупателей в сервисные центры. Это нормальная европейская практика. Но у нас сервисные центры в большинстве случаев юридически отграничены от продавцов, и они не отвечает перед покупателем. Поэтому лучше всего, советуют юристы, все претензии предъявлять именно продавцу, причем в письменном виде. 

«А он уже сам решит – будет ли ремонтировать вашу газонокосилку в сервисном центре, или в каком-то другом месте. Если же ремонт не удастся – вернет деньги», - объясняет Дмитрий Лесняк. 

Кстати, если неисправность обнаружилась в первые дни после покупки, и вы хотите получить назад деньги, то тоже лучше заявить об этом продавцу письменно. Если скажете на словах, технику возьмут, отремонтируют и вручат назад. Доказать, что вы просили не ремонт, а вернуть на руки полную стоимость товара, будет практически невозможно. 

В таких случаях заявление пишется в свободной форме на имя организации и вручается продавцу под роспись. 

Бывают ситуации, когда покупателю отказывают в гарантийном ремонте, ссылаясь на то, что он неправильно эксплуатировал технику. 

И закон говорит о том, что вам могут отказать в удовлетворении требований по сервисному ремонту, если недостаток спровоцирован именно нарушениями правил эксплуатации. Если же дефект к ним отношения не имеет, техника подлежит бесплатному ремонту. 

И если вы попали в такую ситуацию, можете потребовать проведение экспертизы. При чем сделать ее должны за счет продавца. Но если исследование выявит, что покупатель действительно сам виноват в поломке, стоимость экспертизы продавцу придется вернуть. 

Если же вы не согласны с результатами экспертизы, ее можно провести самостоятельно, или обратиться в суд, который тоже назначит экспертизу. И уже ее результаты, скорее всего, лягут в основу будущего решения суда. 

Распределение обязанностей по доказыванию подробно описано в статье 476 Гражданского кодекса РФ «Недостатки товара, за которые отвечает продавец». Гарантийный срок на технику установлен? Обязанность доказывания злоупотреблений покупателя лежит на продавце. Если не установлен, соответственно, на покупателе. 

Оценить обстановку

Еще один востребованный у дачников вид товаров - мебель – к категории сложной техники по понятным причинам не относится. Поэтому, если купленные кровать или шкаф вам уже дома не понравились, в течение двух недель их можно вернуть в магазин. 

К слову, в постановлении правительства №55 есть упоминание о мебели: «Не подлежит возврату и обмену мебель бытовая (гарнитуры и комплекты)». По поводу этой формулировки уже десятилетие правоведы ведут спор – вся ли мебель не подлежит возврату, или же только комплекты, а также по каким отличительным признакам комплект считается таковым. Наиболее распространенная трактовка звучит так: если в чеке есть одна товарная позиция – гарнитур, и спорить не о чем. Если несколько позиций, с отдельной ценой за каждую, речь идет об отдельных товарах. 

Напоследок – о гарантии. Если недостаток обнаружен в течение ее срока, мебель можно вернуть и получить деньги (см. статьи 18 и 19 закона «О защите прав потребителей»).

Марина Алехина