Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества "Политика на сломе эпох":
Вопреки распространенному мифу, что либералы начала 90-х были озабочены исключительно интересами бизнеса, "Выбор России" шел в Госдуму первого созыва с основательным пакетом законопроектов социальной направленности. В их числе был и закон "О ветеранах". Он был внесен в числе первоочередных и уже в июле 1994 года, то есть буквально через полгода после начала полномочий первой Госдумы, рассматривался в первом чтении. Представлял законопроект один из его ведущих авторов, член фракции "Выбор России" Валентин Леднев.
Депутат начал свое выступление с заявления, что закон о ветеранах ждут несколько десятков миллионов граждан Российской Федерации. "Этот закон уже давно выстрадан теми людьми, которых мы привыкли называть ветеранами, относя к этой категории не только ветеранов — участников Великой Отечественной войны, но и ветеранов труда, ветеранов Вооруженных Сил, ветеранов правоохранительных органов".
Законопроект состоял из трех разделов: раздел I классифицирует ветеранов по группам и по статусам, раздел II определяет льготы для ветеранов, раздел III предусматривает право ветеранов на защиту в соответствии с этим законом.
Валентин Леднев обозначил и главный предмет разногласий между законодателями и ветеранскими организациями: надо ли предоставлять статус участника Великой Отечественной войны военнослужащим и лицам вольнонаемного состава, которые не находились в действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны. Ни у кого не было сомнения, что эти лица должны относиться к категории ветеранов Великой Отечественной войны. Но участники войны — это граждане, внесшие именно боевой вклад в Победу.
Позиция авторов законопроекта — если статус участника войны будет предоставлен всем, кто имел какое-то отношение к Вооруженным Силам в период Великой Отечественной войны, необходимо будет вводить новый статус фронтовиков, с тем чтобы отличить тех, кто был на передовой.
Комитет по труду и социальной поддержке внес предложение утвердить проект закона "О ветеранах" в первом чтении, а в последующем рассмотреть вместе с ветеранской общественностью предлагаемые изменения и дополнения, которые "будут соответствовать сегодняшним настоятельным требованиям и учитывать экономическое положение Российской Федерации". Последняя фраза в историческом контексте очень важна, поскольку на тот период было очень непросто совместить желаемый объем ветеранских льгот и скудные возможности бюджета.
Разумеется, при обсуждении законопроекта речь шла и о его стоимости. По словам Леднева, положения о статусе ветеранов и об их льготах были закреплены на тот момент в 58 нормативных документах, указах и актах. Практически все они вошли в проект. Как определило Правительство РФ, дополнительно на ввод в действие этого закона предполагалось 1,3 триллиона рублей в год. Однако, заметил докладчик, он в этом не уверен. Причина в печальной статистике, свидетельствующей, что только за 1992 год умерло 300 тысяч лиц мужского пола 1920–1927 годов рождения…
Обсуждались и другие вопросы, вплоть до лингвистических — что означает слово "ветеран". Выяснили, что в переводе с латинского — всего лишь "ветхий", а в русском языке имеет значение "опытный", "старый", особенно "опытный". То есть, получается, не любой участник боевых действий может быть признан ветераном.
Разногласия, обозначенные в начале доклада Леднева, проявились и при обсуждении законопроекта. Одни переживали, каков будет статус тех, кто фактически принимал участие в боевых действиях, но только не на фронте, и приводили в пример фильм "А зори здесь тихие..." Другие высказывали опасение, что приравнивание к ветеранам войны граждан, работавших в тылу, приведет к тому, что колоссальное количество людей, которые не участвовали в войне, подпадут под категорию ветеранов.
Обсуждали также возможности льгот для тех, кто привлекался к разминированию после освобождения территорий и тех, кто был призван несовершеннолетним, обсуждалась деятельность ветеранских организаций и т.д. При этом от выступлений от фракций палата отказалась, поскольку все заведомо были за принятие закона.
На заседании слово было предоставлено председателю Всероссийского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Михаилу Петровичу Трунову. Он проинформировал, что на тот момент эта организация объединяла около 30 миллионов человек. Из них примерно 2,5 миллиона участников войны, около 2,4 миллиона ветеранов Вооруженных Сил, около миллиона ветеранов правоохранительных органов, а остальные — ветераны труда. Он также сообщил, что законы о ветеранах уже приняты Республикой Беларусь, Украиной, рядом других государств. И обратился "с великой просьбой принять этот закон в первом чтении, за что ветераны будут вам очень признательны".
"За" проголосовало 332 человека. Под аплодисменты зала спикер Иван Рыбкин поздравил разработчиков. И пошла подготовка ко второму чтению, продолжавшаяся до декабря 1994 года, что неудивительно, с учетом того, что поступило более тысячи предложений и замечаний.
На второе чтение законопроект вновь представлял Валентин Леднев. Проходило оно не в совсем обычном формате: таблиц поправок было не две, а три. Одобренные и отклоненные комитетом палата приняла сразу. А вот по блоку поправок из таблицы № 3, предложенных в основном Татьяной Черторицкой ("Союз 12 декабря"), Леднев предложил определиться отдельно, потому что речь в нем шла о большой категории граждан Российской Федерации, которые должны будут получить либо, наоборот, не получить льготы участников Великой Отечественной войны.
По словам докладчика, данные поправки сводились к одному: внести понятийный институт в преамбулу законопроекта о ветеранах, с тем чтобы отразить четко такие понятия, как "ветеран", "участник событий", "инвалид", "война", "вооруженный конфликт", "локальный военный конфликт", "внутренний конфликт", "миротворческая операция" и так далее. Их профильный комитет предлагал отклонить, потому что введение понятийного аппарата "подвесит" этот законопроект еще на год-полтора, "чтобы твердо определить все-таки, что такое война, что такое вооруженный конфликт, что такое встреча Вооруженных Сил с гражданами Российской Федерации или с гражданами сопредельных государств". По словам Леднева, специалисты Академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ серьезно работали над этими вопросами и тоже пришли к мнению, что однозначно определить те понятия, которые приведены в поправках депутата Черторицкой, они не могут и поэтому считают сегодня нецелесообразным вносить их в этот законопроект.
Проблема состояла главным образом в том, что предлагавшиеся поправки существенно расширяли круг лиц, входящих в категорию "участник войны". Правительство РФ же просило их не принимать, поскольку это увеличило бы число льготников более чем на полтора миллиона человек, а ежегодные бюджетные расходы — на 20 триллионов. Таких средств тогда попросту не было.
После многочисленных вопросов и ответов палата пришла к выводу, что часть поправок комитетом пропущена, они не учтены и в таблицы вообще не попали. Поэтому было решено через неделю вернуться ко второму чтению. "Второй тур" состоялся 16 декабря. Не имеет смысла подробно останавливаться на голосовании по каждой поправке: с итогом этой работы любой желающий может познакомиться по окончательному тексту закона "О ветеранах".
В тот же день проект закона "О ветеранах" был принят в третьем чтении. В силу он вступил в январе 1995 года.
Однако, следует отметить, судьба у этого закона все же оказалась непростой. Как рассказывал Валентин Леднев в интервью РАПСИ:"...Даже самым хорошим законом всегда будет недоволен определенный процент населения. Так получилось и с теми законами, что курировал я, в частности, законом "О ветеранах". Он в январе вступил в силу, но до конца года правительство сопротивлялось его поддержке из бюджета. Особенно со стороны Чубайса, который был всегда против излишних расходов. Было и сопротивление коммунистов, которое выражалось в том, что если правительство было против, из-за больших бюджетных расходов, то коммунисты закон насыщали таким количеством расходов, такими льготами, которые были непосильны никакому бюджету, тем более тому, в 1995 году. ...И на вторых выборах в Думу КПРФ, коммунисты, повернули ситуацию с принятием этих и других законов так, что те или иные блага недополучили люди исключительно из-за Ельцина, Гайдара, Чубайса и прочих, а не коммунистов, которые самодурно насыщали социальные законы заранее невыполнимыми условиями".
Как бы то ни было, закон "О ветеранах", принятый Госдумой первого созыва по инициативе фракции "Выбор России", действует до сих пор.