Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ
В России может быть законодательно ликвидирован лимит на число трудовых мигрантов. Правительство РФ предлагает легализовать приехавших сверх квоты гастарбайтеров с помощью введения системы патентов. Разрешение Федеральной миграционной службы (ФМС) на работу по найму у физических лиц может стоить 1 тысячу рублей в месяц.
Законопроект был одобрен на заседании правительства 17 декабря 2009 года. Однако на рассмотрение Госдумы соответствующие поправки в закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ", Налоговый и Бюджетный кодексы РФ были внесены лишь 9 января.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он направлен на совершенствование механизмов регулирования внешней трудовой миграции и защиты национального рынка труда. На самом деле, принятие этого документа может привести к формированию новой формы рынка труда. А также обещает появления целого ряда знаменательных событий и явлений.
Выход трудовых мигрантов из тени
Несоответствие размера квот на трудовых мигрантов потребностям рынка приводит к тому, что подавляющая их часть, только приехав в Россию, тут же растворяется в теневом бизнесе. По разным оценкам, от 2 до 5 миллионов мигрантов в России лишены каких-либо прав и используются частными лицами в качестве рабской силы.
Введение системы патентов даже если и не повлияет кардинально на решение проблемы (для начала необходимо хотя бы остановить процесс ее усугубления), то хотя бы предоставит приезжим шанс легализоваться. Если это произойдет, они станут менее зависимы от работодателя и смогут выбирать место работы, не боясь лишиться всех документов. Что существенно ограничит коррупционные механизмы воздействия на мигрантов и их работодателей милиции и сотрудников миграционных органов.
Помимо заниженных миграционных квот, преградой легализации мигрантов, а значит и контроля над ними, остается трудовой кодекс. Сейчас иностранный работник может работать в России только при наличии трудового договора, однако заключается он лишь с юридическим лицом. Таким образом, пробел в законах фактически вынуждает физических лиц нарушать закон.
Неокрепостное право
Принятие данного законопроекта официально позволит впервые с 1861 года, когда в России было отменено крепостное право, нанимать гастарбайтера не только юридическим, но и физическим лицам. Таким образом, весьма своевременно расширяется легализованный рынок труда.
Помимо решения вопроса о статусе "лишних" мигрантов и поступлений дополнительных средств в бюджет, такое решение может способствовать появлению новых вакансий и для представителей титульной нации.
Рынок частных услуг
Сегодня этот рынок не регулируют никакие трудовые кодексы и квоты: все зависит исключительно от договоренностей между "хозяином" и работником. Можно надеяться, что возможность всего за тысячу рублей в месяц легально нанять себе дешевого личного садовника, дворника или горничную, сделает рынок более прозрачным.
Можно предположить, что расширение прав мигрантов на рынке частных услуг будет стимулировать его развитие для решения в будущем проблемы безработицы. Получивший информационную поддержку и лишившийся теневого статуса рынок частных услуг может привлечь и россиян, потерявших работу. Учитывая то, что в наступившем году этого боится больше половины граждан, появление новых рабочих мест может способствовать снижению депрессивного фона и напряженности в обществе.
Именно об этом говорил сегодня на встрече с главой Федерации независимых профсоюзов России Михаилом Шмаковым президент РФ Дмитрий Медведев: "Нам нужно методично продолжить создание новых рабочих мест, не пренебрегать общественными работами". Очевидно, на практике россияне не смогут составить серьезную конкуренцию гастарбайтерам на рынке частных услуг. Однако его появление, безусловно, следует признать формальной реализацией требования президента.
С другой стороны, опыт некоторых развитых индустриальных стран, которые умышленно привлекали мигрантов для создания искусственной конкуренции с местными трудящимися, вызывает опасения негативного развития событий. В Западной Европе и Северной Америке это закончилось тем, что вышедший из-под контроля приток иностранной рабочей силы породил "теневую экономику" и обострил криминогенную ситуацию.
Приток "мозгов"
По замыслу авторов, законопроект рассчитан на создание благоприятных условий для привлечения в Россию в первую очередь квалифицированных специалистов, что должно компенсировать отток российских "мозгов" на Запад. Документ предполагает, что высококвалифицированные мигранты, которые будут приезжать в Россию по приглашению работодателей с социальными и жилищными гарантиями, будут получать вид на жительство в России сразу.
Здесь может возникнуть существенная проблема с критериями и способами определения квалифицированности мигранта. Предполагается, что этим займется Минсоцздравразвитие, однако отсутствие подобного опыта может на первых порах привести к неприятным казусам и росту «коррупциоемкости» проекта. Остается надеяться, что выработка четких нормативов будет произведена до начала действия проекта.
В качестве образца можно, например, взять балльную систему, которая используется для отбора иммигрантов в Австралии и Канаде. А в Великобритании балльная система используется для оценки тех специалистов, которые временно допускаются на рынок труда квалифицированных кадров без разрешения на работу.
Зарубежный опыт
В последнее время западные страны ужесточили миграционное законодательство. Однако полностью отказаться от новой рабочей силы не смогли. Почти вся Северная и Восточная Европа, США и Канада стремятся поддерживать существующий уровень мигрантов. Франция, Греция и Германия, напротив, пытаются снизить уровень гастарбайтеров.
В страны Европы квалифицированные специалисты въезжают на основе выданных разрешений на временную работу. Однако для этого работодателю необходимо доказать уникальность нужного специалиста, собрать ряд документов, опубликовать в местных СМИ объявление о вакансии, более того, законодательство ряда стран требует опубликовать объявление о вакансии для поиска работников в Европе. Лишь через месяц граждане "третьих стран»" могут получить разрешение на работу по определенной специальности.
Альтернативным способом регулирования трудовой миграции является система квот. Она используется для регулирования числа прибывающих постоянных иммигрантов в Австралии, Канаде и США. Квоты для временных квалифицированных работников существуют в Германии, Норвегии и США.
Перспективы
Против инициативы правительства выступают московские чиновники. Они опасаются, что "лазейка", в которую могут превратиться патенты, полностью выведет поток мигрантов из-под контроля. Патентная система оставляет лакуну для появления многочисленных посредников, которые способствуют росту коррупции.
Заметим, сокращение квот на 2010 год на выдачу разрешений на работу в 1,9 миллиона человек, что составляет половину от объема квот на 2009 год, вполне вероятно, само по себе привести к росту нелегальной миграции. Так что, наверно, имеет смысл хотя бы попробовать провести превентивные меры. Тем более, что ввод патентной системы сделает рынок рабочей силы мигрантов более открытым, что позволит работодателям выбирать более квалифицированных работников.
Заметим, что западным странам удается держать поток гастарбайтеров под контролем во многом за счет того, что власти этих государств сами инициируют приезд определенных категорий мигрантов. Великобритания недавно высказалась за увеличение у себя иностранных студентов, Франция приветствовала приезд квалифицированных специалистов в научной, технологической и культурной сферах. А, например, Германия, где далеко еще не решена проблема безработицы титульной нации, привлекает компьютерных специалистов из Восточной Европы и Азии.
Заполнение вакантной ниши ограниченным числом квалифицированных сотрудников по экономическим законам, действующим на Западе, должно сделать появление новой дешевой рабочей силы невостребованным. Таким образом, приток мигрантов может войти в цивилизованное русло естественным образом.
Однако момент для реализации этой затеи выбран не самый удачный. Когда страна находится в крайне нестабильной экономической ситуации, большая часть населения боится увольнения, а президент называет основной задачей – борьбу с безработицей, создание нового специализированного рынка для мигрантов выглядит несколько вызывающе.