Проект закона о поправке к Конституции РФ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ» рассматривался парламентом одновременно с законом об увеличении срока полномочий Президента РФ и Госдумы. 

Историю принятия этого нововведения описывает в рубрике «Исторические хроники» депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох» Алла Амелина.


Предыстория поправок в Конституцию РФ, предусматривающих введение отчетности Правительства перед Госдумой, берет начало 5 ноября 2008 года. В этот день Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост Президента РФ, в своем послании Федеральному Собранию сформулировал конкретные меры по дальнейшему развитию гражданского общества. 

В частности, Медведев предложил расширить конституционные права Госдумы и наделить ее контрольными функциями в отношении исполнительной власти. 11 ноября соответствующий законопроект был внесен в Госдуму, а 14 ноября палата уже рассматривала его в первом чтении.

Представитель Президента РФ Александр Косопкин доложил, что проектом закона предусматривается дополнить перечень вопросов, отнесённых Конституцией к ведению Госдумы, новым положением: рассмотрением палатой ежегодных отчётов Правительства РФ. Важный нюанс формулировки: в том числе по вопросам, поставленным Думой. 

В свою очередь, конституционные полномочия Правительства дополняются коррелирующей нормой о том, что указанные отчёты ежегодно представляются Госдуме. Данная мера, по мнению разработчиков, «не только повысит роль парламента в общественной и политической жизни страны, но и послужит усилению ответственности исполнительной власти за реализацию намеченных планов». 

По словам докладчика, «отчитываясь перед парламентом, правительство тем самым держит ответ и перед всем народом за результаты своей деятельности».

Председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин («Единая Россия») в своем содокладе был лаконичен. Он еще раз обрисовал суть поправки, выразил уверенность, что она делает деятельность исполнительной власти более открытой для контроля со стороны парламента, а значит и со стороны общества в целом, после чего предложил поддержать законопроект.

Разногласий у депутатов по поводу этой законодательной инициативы Президента не было, а потому и дискуссии не возникло. Тем не менее, в соответствии с регламентом, выступили представители всех думских фракций.

Виктор Илюхин (КПРФ) сразу же заявил, что они всегда выступали за установление контроля за исполнительной властью, поскольку считают, что «парламентский контроль — это фактически контроль народа за деятельностью лиц, находящихся на государственной службе, непосредственный контроль именно через депутатов».

Олег Морозов («Единая Россия») подчеркнул, что президент поднял контрольные полномочия Госдумы на уровень конституционной обязанности. Тем самым, по мнению депутата, «он говорит: мы меняем политическую конструкцию, мы даём парламенту дополнительные политические полномочия. Парламент сегодня в лице парламентского большинства или партий, которые могут составить парламентское большинство, контролирует проведение в стране того или иного социально-экономического курса».

Владимир Жириновский (ЛДПР) в своем стиле провозгласил нечто экзотическое про то, что «очищаться нужно, пурген нужен политический, чтобы промыть всё, так сказать, санация, орошение кишечного тракта всей страны». По всей видимости, фракция сочла, что отчет правительства таким средством и может явиться, поскольку голосовала «за». 

Александр Бабаков («Справедливая Россия») отметил консолидированную позицию депутатов и, естественно, заявил, что их фракция данную поправку в Конституцию тоже поддерживает. 

Голосование было ожидаемо единодушным. «За» — 449 человек, 99,8% (только один депутат не голосовал, Алексей Корниенко, КПРФ). 

Поскольку рассмотрение специального нормативного акта, коим является закон об изменении Конституции РФ, не предполагает внесения поправок, традиционных таблиц профильный комитет к этапу второго чтения не представил. Да, собственно, ни одного предложения от депутатов и не поступило. И уже 19 ноября законопроект был принят во втором чтении.

Еще через день Владимир Плигин объявил, что проект закона прошёл правовую и лингвистическую экспертизы Правового управления Госдумы, замечаний юридико-технического характера не имеется и Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует одобрить его в третьем чтении. Что и было сделано с тем же результатом в 99,8%.

В том же ноябре, четыре дня спустя, Совет Федерации одобрил закон и направил его в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Получив положительные заключения региональных парламентов, Совфед, в соответствии с правовыми нормами, утвердил их специальным постановлением. После чего тот был подписан Президентом РФ и в декабре 2008 года ступил в силу. 

В заключение добавим, что в пакете с законом о поправке к Конституции РФ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ» нижняя палата парламента приняла также федеральный конституционный закон «О внесении изменений в ФКЗ «О Правительстве РФ». Он был дополнен положениями о том, что Правительство РФ представляет Госдуме ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным нижней палатой парламента. 

Подготовка отчётов осуществляется в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства РФ и до представления депутатам они предварительно рассматриваются на его заседании. Впоследствии отчёты подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете» и «Парламентской газете».   

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 7 ноября